РУС БЕЛ ENG

Работа с одаренными, высоко мотивированными учащимися

Возможные темы исследовательских работ по химии и экологии

  1. «Кока-кола»: новые вопросы старой проблемы
  2. Автомагистраль, снег, почва, растения
  3. Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы
  4. Автомобильное топливо и его применение
  5. Агрономия. Эффект минеральных удобрений
  6. Азот в пище, воде и организме человека
  7. Азот и его соединения
  8. Азот как биогенный элемент
  9. Акварельные краски. Их состав и изготовление
  10. Аквариум как химико-биологический объект исследования
  11. Активированный угль. Явление адсорбции
  12. Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее
  13. Актуальность педагогических взглядов Д.И. Менделеева в свете модернизации современного российского образования
  14. Актуальность экономических взглядов Д.И. Менделеева в свете современных тенденций развития экономики России
  15. Алмаз — аллотропная модификация углерода
  16. Алмазы. Искусственный и естественный рост
  17. Алхимия: мифы и реальность
  18. Алюминий
  19. Алюминий и его сварка
  20. Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
  21. Алюминий — металл XX века
  22. Алюминий. Сплавы алюминия
  23. Анализ лекарственных препаратов
  24. Анализ прохладительных напитков
  25. Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины
  26. Анализ чипсов
  27. Англия в жизни и деятельности Д.И. Менделеева
  28. Аномалии воды
  29. Антибиотики
  30. Антисептики
  31. Антропогенное влияние сточных вод на воды родника
  32. Арены
  33. Аромат здоровья
  34. Ароматерапия
  35. Ароматизаторы на основе сложных эфиров
  36. Ароматические масла — бесценный дар природы
  37. Ароматические эфирные масла и их использование
  38. Ароматы, запахи, флюиды
  39. Аскорбиновая кислота: свойства, физиологическое действие, содержание и динамика накопления в растениях
  40. Аспирин
  41. Аспирин как консервант
  42. Аспирин — друг или враг?
  43. Аспирин — польза или вред
  44. Аспирин: за и против
  45. Аэрозоли и их применение в медицинской практике. Белки. Белки и их значение в питании человека
  46. Белки и их питательная ценность
  47. Белки как природные биополимеры
  48. Белки — основа жизни
  49. Бенз(а)пирен — химико-экологическая проблема современности
  50. Береги зубы смолоду
  51. Биогенная классификация химических элементов
  52. Биологически активные вещества. Витамины
  53. Биологически активные добавки: профанация или польза?
  54. Биороль витаминов
  55. Благородные газы
  56. Боблово как сельскохозяйственная лаборатория Д.И. Менделеева
  57. Бумага и ее свойства
  58. Бутерброд с йодом, или Вся правда о соли
  59. Была бы жизнь на Земле без существования железа?
  60. Бытовые фильтры для очистки водопроводной воды и способ их регенерации
  61. В мире кислот
  62. В мире коррозии металлов
  63. В мире полимеров
  64. В удивительном мире кристаллов
  65. В чём вкус хлеба?
  66. Великая тайна воды
  67. Великий ученый М.В. Ломоносов
  68. Виды химической связи
  69. Витамин С и его значение
  70. Витамины в жизни человека
  71. Витамины и витаминная недостаточность
  72. Витамины и здоровье человека
  73. Витамины как основа жизнедеятельности живых организмов
  74. Вклад В.Г. Шухова в развитие нефтяной промышленности России
  75. Вклад Д.И. Менделеева в развитие агрохимии, его значение для современного сельского хозяйства
  76. Вклад Д.И. Менделеева в развитие науки
  77. Вклад Д.И. Менделеева в развитие нефтяной промышленности России
  78. Вклад Д.И. Менделеева в разработку таможенных тарифов и их влияние на экономику России
  79. Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии как науки
  80. Влияние автомобильного транспорта на степень загрязнения воздуха
  81. Вода удивительная и удивляющая
  82. Вода удивляющая и удивительная
  83. Вода – вещество номер один
  84. Вода — вещество привычное и необычное
  85. Вода — источник жизни
  86. Вода — основа жизни
свернуть

Возможные темы исследовательских работ по математике

  1. Геометрические формы в искусстве.
  2. Графы и их применение в архитектуре.
  3. Матричная алгебра в экономике.
  4. Задачи механического происхождения. (Геометрия масс, экстремальные задачи)
  5. Математический бильярд.
  6. Вероятностно-статистический подход к компьютерной обработке данных.
  7. Моделирование экологических процессов.
  8. Вирусы и бактерии. (Геометрическая форма, расположение в пространстве, рост численности.)
  9. Финансовая математика.
  10. Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье.
  11. Рисунки на координатной плоскости
  12. Методы построения графиков уравнений и соответствий
  13. Функционально-графический подход к решению задач
  14. Магические квадраты
  15. Софизмы и парадоксы
  16. Построение плоских кривых в полярных координатах
  17. Математический цветник: розы Гвидо Гранди
  18. Математические характеристики египетских пирамид
  19. Математические головоломки и кроссворды
  20. Чудо - задачник.
  21. 13 способов решения квадратных уравнений
  22. Несколько способов доказательства теоремы Пифагора
  23. Виды задач на логическое мышление
  24. Прямая и обратная операции в математике
  25. Решение логических задач
  26. Единые законы математики, искусства и природы
  27. Математика и законы красоты
  28. Математика вокруг нас
  29. Использование оригами в жизни человека
  30. Линейная функция в математике и физике
  31. Искусство составлять уравнения.
  32. Диофантовы уравнения.
  33. Треугольник Паскаля.
  34. Вектор в математике и физике.
  35. Применение возможностей оригами для решения геометрических задач на построение
  36. Математика и спорт
  37. Эллиптическая криптография и эллиптические кривые
  38. Геометрия в архитектуре Англии.
  39. Суммы цифр последовательности натуральных чисел
  40. О решении одной задачи комбинаторной геометрии
  41. Функциональные методы решения уравнений
  42. Решения уравнений в целых числах. Некоторые диофантовы уравнения
  43. Замечательные кривые
  44. Формула площади треугольника и ее прикладное значение
  45. Правильные многогранники
  46. Шахматы в математике
  47. Применение метода Декарта для решения уравнений 3-й и 4-й степени
  48. О биноме Ньютона и не только
  49. Вторая средняя линия трапеции
  50. Родной Полоцк в текстовых задачах
  51. Математические задачи, содержащие инвариант, и пути их решения
  52. Первые шаги в мир фракталов
  53. Имеет ли фигура нужную форму
  54. Геометрические равенства и неравенства
  55. Несколько способов решения одной задачи
  56. Делимость без деления
  57. Нестандартные признаки равенства треугольников
  58. Проективная плоскость и ее модели
  59. Измерение высоты предмета
  60. «Можно ли выйти сухим из воды»
  61. Координаты на поле
  62. Оптимизация без использования производной
  63. Поиск выгодного тарифа сотовой связи
  64. Вечное кружение часовых стрелок
  65. Применение теоремы Пифагора к решению задач
  66. Задачи связанные с календарем
  67. Исследование свойств плоских фигур с помощью перегибания листа бумаги
  68. Свойство биссектрисы треугольника
  69. Архимедовы треугольники
  70. Расправление контуров
  71. О пересечении некоторого количества прямых на плоскости
  72. Три точки …
  73. Кратчайшие сети
  74. Всегда целые
  75. Сумма углов самопересекающихся многоугольников
  76. Исследование свойств прямоугольного тетраэдра
  77. Транспортный вопрос
  78. Числовые суеверия
  79. Цифровая структура чисел в арифметической прогрессии
  80. Узлы, зацепления, полином Конвея
  81. Уроки дедушки Гаврилы или развивающие каникулы
  82. Как найти центр и радиус круга?
  83. Человек – всему мера!
  84. Квадратные уравнения
  85. Еще об одной комбинации игр
  86. Теоретико-числовой подход к решению задач на целочисленных решетках
  87. Вариации на тему Фибоначчи
  88. Геометрия на бумаге
  89. Построение графиков функций
  90. Теория графов в решении задач
  91. Статистические методы исследования и коррекции физического здоровья школьников
  92. Треугольник, простейший и неисчерпаемый
  93. Бимедианы четырехугольника, теорема Вариньона в теории и задачах
  94. В одной задаче вся планиметрия
  95. Софизм как средство, обеспечивающее выявление тщательно замаскированных математических ошибок
  96. Задача о трисекции угла и ее решения
  97. Математическое исследование экономичности построения пчелиных сот
  98. Геометрия масс
  99. Применение свойств правильного шестиугольника на местности
  100. Методы рационализации вычислений
свернуть

Материала для проведения тренингов по развитию исследовательских компетенций

Задание «Изменение точки зрения на объект»

Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Задание «Что имел ввиду мыслитель?»

Обсуждение с детьми мысли, высказанной одним мудрым человеком.

Задание «Составь рассказ от имени другого»

Прекрасным упражнением на развитие умения смотреть на мир «другими глазами» является задание составить рассказ от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»

Зачитывается детям концовка рассказа и предлагается сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оцениваем логичность и оригинальность изложения.

Задание «Сколько значений у предмета»

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «Назови как можно больше признаков предмета»

Задача детей: называть как можно больше возможных признаков предмета. Это задание можно провести как увлекательный командный конкурс.

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем»

Хорошим заданием на развитие умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы.

Задание «Наблюдение очевидного»

Ребенку предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту.

Задание «А почему?»

Способность вырабатывать гипотезы можно специально тренировать.

Задание «Увидеть в другом свете»

Одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Мысленно можно поменять не только свет, но и его цвет.

Задание «Определить условия»

При каких условиях каждый из предметов будет очень полезным?

Задание «Найди возможную причину события»

Задания, направленные на определение причин событий, также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.

Задание «Самое логичное и самое нелогичное объяснения»

Необходимо сделать два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения событиям. Придумать еще два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

Задание «Обсуждение известных гипотез»

Развивать собственные умения вырабатывать гипотезы можно с помощью коллективного обсуждения с учащимися наиболее известных в научном мире гипотез.

Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать повое о предмете, лежащем на столе?»

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок - логических, стилистических, фактических.

Задание «Найди загаданное слово»

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая связь.

Задание «Угадай, о чем спросили»

Ученик, вышедший к доске, получает несколько карточек с вопросами. Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, он громко отвечает на него.

Задание «Найди причину события с помощью вопросов»

Педагог предлагает ситуацию и задает вопрос: «Как ты думаешь, что произошло?».

Задание «Вопросы машине времени»

Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

Задание «Вопросы незнакомца»

«Представь, что ты говоришь с незнакомым. Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?»

Задание «Вопросы домашних животных»

«Как ты думаешь, если бы домашние животные могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать?»

Прием «Описание»

Один из простейших примеров, предполагающих перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Нередко описание включает как существенные, так и несущественные признаки.

Прием «Характеристика»

Составление характеристики предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания

Прием «Разъяснение посредством примера»

Этот способ используется тогда, когда легче привести пример, иллюстрирующий данное понятие, чем дать строгое определение через род или видовое отличие.

Прием «Сравнение»

Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

Прием «Различение»

Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

Задание «Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятиям»

Действенными средствами развития умений давать определения понятиям у школьников являются обычные загадки и кроссворды.

Задание «Классифицирование понятий, изображений»

Детям предъявляются напечатанные слова, картинки и они должны найти чем отличаются и чем похожи названные предметы и какие из них могут быть объединены.

Задание «Классификация по разным основаниям»

Категориальное объединение, функциональное объединение, пространственное объединение, аналитическое объединение.

Задание «Найди ошибки и прокомментировать их»

Спросить у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ. Кроме развития собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Задание «Трудные слова»

Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому, кроме них, неизвестно.

Задание «Выявление причин и следствий»

В предлагаемом списке слова особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием.

Задание «Описание предмета»

Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Вместе рассматриваем этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.

свернуть

Рекомендации по написанию исследовательских и проектных работ

Памятка № 1. Как правильно начинать научное исследование

 

Уважаемый юный исследователь!

  1. Прежде, чем вы приступите к выполнению исследовательской работы, вы должны помнить, что исследовательская работа требует проявления от исследователя таких качеств характера как усидчивость, терпение и трудолюбие.
  2. Научное исследование требует заинтересованности его автора, стремления узнать что-то новое для себя и желание открыть что-то интересное в изучаемой проблеме для других.
  3. Необходимо выбрать секцию, в которой вы предполагаете работать над исследованием и ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики исследований, а затем в соответствии со своим интересом выбрать тему.
  4. Чётко представлять границы своего будущего исследования.
  5. Обсудить выбранную тему со своим руководителем секции или учителем-консультантом.
  6. Совместно с учителем-консультантом составить перечень учебной литературы, научных источников, необходимых для проведения исследования.
  7. Составить картотеку и глоссарий изучаемой темы, определить, достаточно ли данной литературы для всестороннего теоретического обоснования изучаемой темы.
  8. Подготовить план написания исследовательской работы и определить границы практической части исследования.
  9. Согласно требованиям, сдать работу учителю-консультанту для рецензирования.
  10. Подготовить краткие тезисы по содержанию своей исследовательской работы и выступить с ним на заседании секции.
  11. Оформить работу в электронном и письменном виде, на основе её содержания подготовить небольшое (5-6 минут) выступление на итоговой конференции.
  12. Для подготовки работы к последующей публикации в сборнике школьных научно-исследовательских работ снабдить работу небольшим рассказом о себе, собственной фотографией в электронном виде и презентацией (10-15 слайдов) собственного исследования.
  13. Работать над исследованием в строго указанные для этого сроки.

Памятка № 2. Общие правила, которыми должен руководствоваться ученик в ходе работы над НИР.

  1. Приступая к написанию НИР необходимо получить консультацию у руководителя НИР.
  2. Проконсультировавшись у руководителя НИР и определив предметную область исследования, необходимо обратиться к учителю-предметнику данной предметной области, который является консультантом НИР учащихся.
  3. Определив тему исследования, необходимо написать заявку на участие в работе предметной секции, изучить расписание занятий секции и приступить к работе по изучению литературы по данной теме.
  4. Для этого, проконсультировавшись с руководителем, необходимо составить список необходимой литературы по теме исследования, с которым нужно обратиться в библиотеку школы за помощью в поиске той литературы, которая есть в наличии в библиотеке.
  5. Найдя необходимую литературу, изучите её внимательно несколько раз и определите себе те отрывки текста, которые необходимы для использования в работе, пользуясь закладками.
  6. В литературе определите для себя те отправляющие моменты, которые будут вам необходимы для написания работы, а именно:

* определите временные рамки исследований авторов;

* сравните подходы различных авторов к одной и той же проблеме;

* определите степень значимости трудов авторов по их вкладу в изучаемую проблему;

* оцените общий объём материала и его значимость;

  1. Не увлекайтесь конспектированием больших кусков текста, лучше выпишите наиболее значимые тезисы данного текста.
  2. Обязательно составляйте подробный план своего исследования, оставляя при этом промежутки между пунктами плана для того, чтобы можно было вносить коррективы.
  3. Черновые записи текста делайте на отдельных листах.
  4. Каждый кусок текста пишите на отдельном листе на одной стороне листа. Это поможет вам впоследствии безболезненно структурировать куски текста при помощи ножниц и клея.
  5. Не забывайте сразу делать чёткие ссылки на книжные источники, это поможет вам избежать повторных просматриваний и поисков текста.
  6. В использовании чужих цитат и мыслей делайте ссылку на автора.
  7. Используя Интернет- материалы по теме исследования, помните, что их качество оставляет желать лучшего и может служить только как ссылка на источник литературы.
  8. Для хранения материалов исследования используйте папки с файлами, строго систематизируя собранный в них материал:
  • папка для исследований;
  • папка для иллюстраций;
  • папка для выписок;
  • папка для цитат;
  • папка для ксерокопий;
  • папка для схем

15.Работая над исследованием, используйте карандаши. Маркеры. Цветные ручки, что поможет активизировать в памяти используемый материал.

  1. Для написания работы используйте возможности ПК. Для этого всю свою работу разделите на электронные файлы, согласно плану НИР.
  2. Создайте резервные копии документов на дискетах и дисках.
  3. Распечатав материал своей работы, постарайтесь его ещё раз проверить самостоятельно прежде, чем вы отдадите на просмотр руководителю-консультанту.
  4. Оформляя чистовой вариант работы, строго соблюдайте требования к её оформлению.
  5. Помните, что работа должна иметь тезисы и рецензию руководителя.
  6. Желательно, чтобы работа была снабжена не только текстовым вариантом, но и диском или дискетой, а также презентацией самой работы. Это поможет избежать недоразумений в представлении работы, а также сделает её более красочной и яркой.
свернуть

Памятка по работе с высокомотивированными учащимися

  1. Предоставляйте возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями.
  2. Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний. Разбор олимпиадных заданий прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.
  3. Задания, которые вы предлагаете учащимся к данному туру олимпиады, должны быть более высокого уровня сложности, чем потребуется, т.е. уровня последующего тура.
  4. Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
  5. Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.
  6. Создавайте ситуацию успеха.
  7. Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения заданий на самой олимпиаде.

Рекомендации педагогу по работе с высокомотивированными учащимися

Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:

1.Соотнести количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы).

2.Предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями.

3.Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.

4.Разрешайте и поощряйте множество вопросов.

5.Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.

6.Создавайте ситуацию успеха.

7.Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных заданий.

8.Создавайте ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одно0группниками.

9.Проявляйте уважения к индивидуальности с учетом понимание особенностей развития высокомотивированного учащегося, освобождайтесь от ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально развитый учащийся:

  • не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;
  • не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
  • может иметь некоторое отставание в физическом развитии;
  • не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов программы;
  • ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

10.Формируйте умения учиться как базисную способность саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовать свою деятельность во времени, концентрировать и распределять внимание и т.д.).

11.Обеспечьте сохранение физического и душевного здоровья, эмоционального благополучия учащихся, как необходимое условие успешности любой деятельности.

12. Заботьтесь о сохранение высокой самооценки учащихся.

13.Обеспечьте формирование системы приобретенных учебных мотивов.

14.Организуйте развивающую среду, стимулирующую любознательность учащихся и обеспечивающую возможность ее удовлетворения (дополнительные занятия, экскурсии, пример взрослых).

15.Разработайте и внедрите стратегию ускорения обучения высокомотивированных учащихся.

свернуть

Работа с одаренными, высокомотивированными учащимися

Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию "Не хочу!” Можно ли преподавателю управлять развитием мотивационной сферы обучающихся, какие они – мотивированные дети?

Мотивировать на учебную деятельность – значит так затронуть интересы, склонности, чтобы появилось желание реализоваться в учебном или творческом процессе. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Для решения этой проблемы каждый педагог должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". "Я-концепция" это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.

Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение педагога).
  • создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносили радость: "Учиться победно!".
  • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству ученика и его "Я-концепции" ("Ребенок хорош, плох его поступок").
  • предоставлять возможности и помогать учащимся, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

Формы и методы работы по повышению учебной мотивации.

Методы работы

  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный.

Установки педагога и методы обучения

  • Совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • Нестандартные формы проведения занятий.
  • Создание ситуации успеха.
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
  • Использование групповых и коллективных форм организации деятельности.
  • Эмоциональность.
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
  • Применение поощрения и порицания.
  • Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
  • Выбор действий в соответствии с возможностями учащегося.
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • Использование новых информационных технологий,
  • Использование автоматизированных систем обучения;
  • Использование цифровых ресурсов;
  • Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.

Приемы создания ситуаций успеха.

  1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
  2. 2. Авансирование успешного результата. Помогает преподавателю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает учащемуся уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
  3. Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Помогает учащемуся избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
  4. Внесение мотива. Показывает учащемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
  5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ученика в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
  7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Некоторые ученые считают, что такого понятия как «Мотивация» нет. Есть «Стимуляция» это когда морковка сзади, или спереди. И есть Само мотивация это когда морковка внутри. Работа любого серьезного человека заключается в том, чтобы поддерживать высоким свой уровень само мотивации. С людьми не очень серьезными, нужно по-другому, да, их нужно стимулировать. Морковка она либо спереди, либо сзади или внутри. Но правильно, когда морковка внутри.

Формы работы с одарёнными и мотивированными учащимися:

  • групповые занятия (работа в парах, в малых группах);
  • разно уровневые задания;
  • консультирование по возникшей проблеме,
  • творческие мастерские;
  • объединения по интересам;
  • факультативные занятия;
  • спецкурсы, дополнительное образование;
  • научные общества;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях, форумах и т.д.;
  • дискуссия;
  • игры;
  • работа по индивидуальным планам;
  • участие в исследовательской и проектной деятельности.

Очень важны:

  • предметные олимпиады;
  • предметные и профессиональные недели;
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины;
  • проекты по различной тематике;
  • мастер-классы;
  • индивидуальные творческие задания.

Учитель должен быть:

  • увлеченным своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным:
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.
свернуть
поделиться в: