Задание «Изменение точки зрения на объект»
Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Задание «Что имел ввиду мыслитель?»
Обсуждение с детьми мысли, высказанной одним мудрым человеком.
Задание «Составь рассказ от имени другого»
Прекрасным упражнением на развитие умения смотреть на мир «другими глазами» является задание составить рассказ от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.
Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»
Зачитывается детям концовка рассказа и предлагается сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оцениваем логичность и оригинальность изложения.
Задание «Сколько значений у предмета»
Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Задание «Назови как можно больше признаков предмета»
Задача детей: называть как можно больше возможных признаков предмета. Это задание можно провести как увлекательный командный конкурс.
Задание «Наблюдение как способ выявления проблем»
Хорошим заданием на развитие умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы.
Задание «Наблюдение очевидного»
Ребенку предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту.
Задание «А почему?»
Способность вырабатывать гипотезы можно специально тренировать.
Задание «Увидеть в другом свете»
Одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Мысленно можно поменять не только свет, но и его цвет.
Задание «Определить условия»
При каких условиях каждый из предметов будет очень полезным?
Задание «Найди возможную причину события»
Задания, направленные на определение причин событий, также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.
Задание «Самое логичное и самое нелогичное объяснения»
Необходимо сделать два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения событиям. Придумать еще два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.
Задание «Обсуждение известных гипотез»
Развивать собственные умения вырабатывать гипотезы можно с помощью коллективного обсуждения с учащимися наиболее известных в научном мире гипотез.
Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать повое о предмете, лежащем на столе?»
Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок - логических, стилистических, фактических.
Задание «Найди загаданное слово»
Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая связь.
Задание «Угадай, о чем спросили»
Ученик, вышедший к доске, получает несколько карточек с вопросами. Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, он громко отвечает на него.
Задание «Найди причину события с помощью вопросов»
Педагог предлагает ситуацию и задает вопрос: «Как ты думаешь, что произошло?».
Задание «Вопросы машине времени»
Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.
Задание «Вопросы незнакомца»
«Представь, что ты говоришь с незнакомым. Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?»
Задание «Вопросы домашних животных»
«Как ты думаешь, если бы домашние животные могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать?»
Прием «Описание»
Один из простейших примеров, предполагающих перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Нередко описание включает как существенные, так и несущественные признаки.
Прием «Характеристика»
Составление характеристики предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания
Прием «Разъяснение посредством примера»
Этот способ используется тогда, когда легче привести пример, иллюстрирующий данное понятие, чем дать строгое определение через род или видовое отличие.
Прием «Сравнение»
Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.
Прием «Различение»
Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.
Задание «Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятиям»
Действенными средствами развития умений давать определения понятиям у школьников являются обычные загадки и кроссворды.
Задание «Классифицирование понятий, изображений»
Детям предъявляются напечатанные слова, картинки и они должны найти чем отличаются и чем похожи названные предметы и какие из них могут быть объединены.
Задание «Классификация по разным основаниям»
Категориальное объединение, функциональное объединение, пространственное объединение, аналитическое объединение.
Задание «Найди ошибки и прокомментировать их»
Спросить у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ. Кроме развития собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Задание «Трудные слова»
Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому, кроме них, неизвестно.
Задание «Выявление причин и следствий»
В предлагаемом списке слова особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием.
Задание «Описание предмета»
Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Вместе рассматриваем этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.