РУС БЕЛ ENG

Внеклассная работа

Внеклассное мероприятие 4 класс «Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции»

Внеклассное мероприятие 4 класс

«Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции»

 

Математика – царица наук, арифметика – царица математики. К. Ф. Гаусс

Я знаю, что я ничего не знаю.

Истина рождается в споре.

 

Ребята! Сегодня у нас урок занимательной математики. Великий ученый математик Карл  Гаусс сказал: “Математика – царица наук, арифметика – царица математики”. Настоящей наукой математика стала только у древних греков.

И я хочу, чтобы вы полюбили математику.

(Звучит мелодия "Сиртаки").

- Звуки музыки переносят нас в Древнюю Грецию, VII в. до н.э.

(Девочки в национальных костюмах исполняют танец).

Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими "спорщиками". Древние греки считали, что спор помогает найти самое лучшее, самое правильное решение. Они даже придумали такое изречение: “В споре рождается истина”.

- Случались вот какие споры:

- Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить?

 — Нет.

— Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо?

— Конечно, знаю.

— Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, вы знаете то, чего вы не знаете.

- Бывали и вот такие рассуждения:

Представьте себе ситуацию: один человек хочет убедить другую в том, что у того есть рога. Для этого приводит следующее обоснование: \"То что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Итак, у тебя есть рога \"

- А теперь послушайте ещё один небольшой диалог, который также однажды произошел в Греции.

 

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. ТРИ СИТА СОКРАТА.

Один человек спросил у Сократа:

– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

– Три сита?

– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

– Нет, я просто слышал это.

– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

– Нет, напротив.

– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет необходимости.

– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

- Вот какие умные и мудрые были греки.

Греки также отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки, особенно математики.

- Так кто же они, знаменитые древнегреческие ученные?

Первого греческого ученого, который начал рассуждать о математике звали Фалес. А о числах первым начал рассуждать грек Пифагор, который провозгласил о том, что  “Числа правят миром!”.

- А что мы ещё знаем о нем?

Презентация про Пифагора.

(«Числа управляют миром»)

- Сейчас мы попробуем в этом убедиться.

Фокусы от Пифагора.

Учитель показывает два математических фокуса «Предугадание результата», «Зачеркнутая цифра».

Задачи от учеников

- Ещё несколько интересных вопросов для нас приготовила …

№1. Нужно поджарить на сковороде 3 ломтика хлеба. Одна сторона поджаривается в течение 1 мин. На сковороду можно положить только 2 ломтика. За какое наименьшее время можно поджарить ломтики с обеих сторон?

Ответ: 3 мин.

№2. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?

Ответ: 40 десятков.

№3. На часах ровно 9. Через сколько минут стрелки часов совпадут?

Ответ: через 49 минут.

№4. Вася решил проехать за 1 час 18 км по дороге, 9 км туда и столько же обратно. С какой скоростью должен ехать Вася?

Ответ: 18 км в час.

- Итак, продолжаем дальше путешествовать по Древней Греции.

Еще одним знаменитым ученым Древней Греции был Архимед. Что  вы знаете про него?

  1. Несомненно, Архимед – самый гениальный ученый Древней Греции.

Краткие сведения из жизни Архимеда.

  1. Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия. Отец Архимеда, астроном и математик Фидий был одним из приближенных царя Сиракуз Гиерона. Фидий дал сыну хорошее образование, побуждая сыны к творческому познанию астрономии, механики и математики.

Архимед всегда так сильно увлекался наукой, что его приходилось силой отрывать от рабочего места покушать или насильственно уводить в баню, где он продолжал размышлять над геометрическими фигурами, которые он пальцем чертил на намыленном теле.

Об этом ученом, его жизни и его научной деятельности создано много легенд.

Одна из легенд рассказывает об открытии  Архимедом выталкивающей силы.

  1. ЛЕГЕНДА.

Царь Гиерон заказал мастеру корону из чистого золота. Когда заказ был выполнен, царь пожелал проверить, не подменил ли мастер часть данного ему золота серебром, и обратился к Архимеду, который в это время был советником царя. Архимед сразу не смог решить поставленную перед ним задачу. Он начал искать путь решения, не переставая думать об этом, даже когда занимался другими делами. Иначе не произошло бы то сказочное событие, которое легло в основу легенды.

Случилось оно, как говорят, в бане. Намылившись золой, Архимед решил погрузиться в ванну. Вода поднималась в ванне по мере того как Архимед погружался в неё. Если он раньше не обращал на это внимания, то теперь это явление его заинтересовало; он привстал – уровень воды опустился, он снова сел – вода поднялась. «Эврика, Эврика! Я нашел!». Он выскочил из ванны и побежал за драгоценной короной.

Как это происходило?

  1. Картина, достойная кисти богов:

По улице, солнцем нагретой,

Пунктир оставляя из мокрых следов,

Бежит Архимед неодетый.

Толпа сиракузцев несётся вослед,

В восторге от бешеной гонки,

И громко ликует, когда Архимед

Выкрикивал «Эврика» звонко.

  1. Идея Архимеда очень проста. Тело, погруженное в воду, вытесняет столько жидкости, каков объем самого тела. Поместив венец в цилиндрический сосуд с водой, можно определить, какое количество жидкости он вытеснит, т. е. узнать его объем.

- По сей день во всех школах мира изучается закон Архимеда о телах, погруженных в жидкость.

- Что ещё вы знаете про Архимеда?

Архимед был семидесятилетним стариком, когда римляне  осадили его родной город Сиракузы. Чтобы помочь жителям в обороне, он  изобретал военные машины. Мощные катапульты метали тяжелые камни на римские легионы. А более легкие обрушивали на врага целый град ядер. Легионеры в панике разбегались, когда из-за городской стены показывалась какая-нибудь веревка или бревно.

Чтобы отразить нападение большого римского корабля, Архимед заставил греческих воинов до блеска отполировать металлические щиты, а затем выстроиться вдоль берега. По его указанию воины сфокусировали солнечные лучи от щитов в одной точке на борту корабля. Деревянная обшивка судна нагрелась до высокой температуры и вспыхнула – на корабле начался пожар.

Но для самого ученого все эти военные изобретения были лишь незначительными практическими приложениями его научных открытий.

             Задачи от Архимеда.

  1. В те далекие времена, когда машин еще не было, древние люди передвигались на повозках и колесницах. А кто же тащил эти колесницы? Кого первым человек догадался впрячь в оглобли? Пройдите по этому лабиринту. И вы узнаете, кто первым из животных стал работать «двигателем повозки».

 

  1. ПАСТУХ

   Приходит пастух с 70 быками.

   Его спрашивают:                      

 - Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?

 Пастух  отвечает:                      

- Я привожу две трети от трети скота. Сочти, сколько быков в стаде?

                     

  1. ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»

          Одна женщина отправилась в сад собирать яблоки. Чтобы выйти из сада, ей нужно было пройти через четыре двери, у каждой из которых стоял стражник. Стражнику у первых дверей женщина отдала половину сорванных ею яблок. Дойдя до второго стражника, женщина отдала ему половину оставшихся. Так же она поступила и с третьим стражником, а когда она поделилась яблоками с четвёртым стражником, у неё осталось 10 яблок. Сколько яблок она собрала в саду?

Физминутка

Высокий лоб, нахмуренные брови,

В холодной бронзе — отраженный луч...

Но даже неподвижный и суровый

Он, как живой, — спокоен и могуч.

Когда-то здесь, на площади широкой,

На этой вот казанской мостовой,

Задумчивый, неторопливый, строгий,

Он шел на лекции — великий и живой.

Пусть новых линий не начертят руки,        

Он здесь стоит, взнесенный высоко,        

Как утверждение бессмертья своего,        

Как вечный символ торжества  науки.

А сейчас хотелось бы ещё упомянуть  о таком греческом логике, как Зенон Элейский.

- Однажды у него состоялся вот такой диалог с учениками.

"Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?"

Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил:

"площадь большего круга – это познанное мною, а площадь малого круга – это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений."

Задача от Зенона Элейского.

Меры длины

Задача.

- Ну, вот наше путешествие в Древнюю Грецию и подошло к концу.

- Давайте вспомним, какие ученые внесли большой вклад в математику – царицу наук?

- Что вы о них запомнили?

- Как вы считаете, полезен ли вам будет этот урок в будущем?

 

 

свернуть

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ПИФАГОРА»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ПИФАГОРА»

Цель:

- повторить и обобщить изученный материал по математике за 4 класс;

- развать логическое мышление и творческие способности учащихся;

- воспитывать чувства коллективизма и ответственности перед    

  Коллективом, интерес к предмету;

- расширять кругозор учащихся.

Оборудование:  черные шторы, украшенные звездами и рисунками с изображением различных фантастических планет; планеты с надписями: «Вперед, к открытию новых неизученных планет!», «Математика – царица наук»; медали для победителей; звезды для отличившихся.

Ход мероприятия

Звучит песня «Дважды два – четыре» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады вас пригласить в наше необычное путешествие, которое мы решили совершить на современном космическом корабле и отправиться к самой таинственной, еще не разгаданной планете Пифагора.

Ребята, а кто из вас знает, кто же такой Пифагор? (Один из учеников дает краткую справку об этом ученом.)

Ведущий: Молодцы. А зачем нужна такая наука, как математика?

1-й ученик

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь!

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка,

Очень нужная наука….

Дети (вместе)  АРИФМЕТИКА!

2-й ученик

Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает….

Дети (вместе)  АРИФМЕТИКА!

Ведущий: Очень хорошо! А сейчас мы отправляемся в путь! Пристегните ремни. Внимание! (Звучит любая космическая музыка, сверкает светомузыка.) Но чтобы наш путь к планете был успешным, мы должны выполнять те  задания, которые спрятаны под звездами на нашем пути.

 

 

 

Задания

№ 1

Ведущий: Начнем с задачи и проверим ваши  математические способности и  логическое мышление.

Задача.

В 4 классе учатся 25 учеников. Им было предложено заниматься в двух кружках: по математике и по «окружающему миру». В каждый из кружков записалось по 16 человек, причем 10 человек решили заниматься одновременно математикой и «окружающим миром».

Получив результаты, ребята удивились: «Можно подумать, что у нас в классе не 25 учеников, а все 42!»

Но один любитель математики сказал: «Вовсе нет! У нас есть несколько ребят, которые не хотят заниматься ни в одном из кружков. Я даже могу сказать, сколько их».

Как он это узнал?

(Дети дают варианты ответов, а правильно ответившему ученику вручается звезда.)

№ 2

Ведущий: Молодцы. А теперь посмотрим,  как хорошо и быстро вы решаете примеры. Решите эти примеры, и расположите их ответы в порядке убывания.

Е – 5632084 - 5294352=

В – 19050 * 50 =

А – 313920 : 4 =

З – 3052 * 600 =

Д – 647040 : 8 =

З – 94203 + 186902 + 56618 =

(Правильно решивший ученик получает звезду.)

№ 3

Ведущий: С логикой у вас все хорошо, примеры решаете без ошибок, а сейчас проверим, умеете ли вы сравнивать величины?

9 км 450 м * 945 м

3920 см * 3920 см

345 т * 34 500 ц

8 км 560 м * 856 м

14 т 260 кг * 14260 кг

260 000 г * 26 кг

№ 4

Ведущий: А теперь по таблице составьте и решите задачу.

Скорость

Время

Расстояние

Поезд – 50 км в час

3 ч

?

Велосипедист – 15 км в час

?

½ того, что проехал поезд

(Задача разбирается коллективно, а самые активные участники в ходе разбора получают звезды.)

 № 5

Ведущий: И вот мы уже с вами совсем близко. Осталось одно задание. И это будет «Блиц-турнир». Тот,  кто больше всех даст правильных ответов, получит не только звезду, но и право первым прикоснуться к планете «Пифагор».

Вопросы для «Блиц-турнира»:

  1. Мама купила 4 м шелка по А рублей за метр и 6 м ситца по В рублей за метр. Сколько рублей она заплатила за всю покупку?
  2. Самолет пролетел В км за Р часов, а вертолет пролетел то же расстояние за Т часов. На сколько скорость самолета больше вертолета?
  3. Катер плыл в 1-ый день А часов,  во 2-ой день на 2 часа дольше, чем в 1-ый день, а в 3-ий день  - в 2 раза больше времени, чем в 1-ый день. Сколько километров он проплыл, если скорость его движения на всем пути была С км/ч ?

Подведение итогов с вручением медалей от «Пифагора».

 

 

свернуть

Внеклассное мероприятие: «Математические сундучки» 4 класс

Внеклассное  мероприятие:

«Математические сундучки» 4 класс

 

 Цель: формировать  активную творческую позицию младших школьников, самовыражение личности на внеклассном мероприятии по предмету.

Задачи:

  • развитие навыков устного счета, внимания, абстрактного мышления; расширять кругозор учащихся;
  • повышение познавательного интереса к математике и воспитание культуры в соревнованиях.

Оборудование: презентация,  призы

Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть.

    - Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня у нас в гостях математические сундучки, в которых спрятаны занимательные задания по математике. Нам сегодня пригодятся такие математические качества, как быстрота мысли, находчивость, смекалка, внимание и конечно же, ваши знания.

    Условия нашего мероприятия: каждый работает за себя. Сегодня мы выявим самого находчивого, смекалистого и знающего математика. За правильные ответы будете получать  сладкий приз. В итоге, тот, кто наберёт наибольшее количество конфет, тот и станет самым лучшим математиком.

     - Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику? (высказывания детей)

     - Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы ни применялись сведения из неё.

Прочитаем высказывание Петра Ропсе,  как он сказал о математике:

« Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива»

- Математика это очень интересная наука. Слово «математика» пришло к нам из древнего языка, где означает «матема»-«учение», «знания, полученные через размышления. Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

  1. Основная часть. Игра-соревнование

-Ну, что ж начнём нашу игру. Я предлагаю вам занимательные задания математических сундучков.

  1. Сундучок  «Разминка»

Чтобы  наше мероприятие  прошло без заминки,

Его мы начинаем...

Ну, конечно, же с разминки! 

- Вы должны закончить пословицы и поговорки, которые содержат числа.

Я начну,  а вы кончайте,

Правильно  отвечайте!

Один ум хорошо, а ( два лучше)

За двумя зайцами погонишься – ( ни одного не поймаешь)

Старый друг ( лучше новых двух).

Один раз солгал, навек ( лгуном стал).

Один за всех, ( все за одного).

Один в поле (не воин).

Двое пашут, а семеро (руками машут).

Знать как свои (пять пальцев).

Пятое колесо (в телеге).

Семеро (одного не ждут).

Семь раз отмерь, (один отрежь).

Лучше один раз увидеть, чем ( семь раз услышать).

Конь на четырех ногах, да (спотыкается).

У семи нянек (дитя без глазу).

  1. Сундучок «Угадай-ка: Назови слова на букву…»

- Я буду читать предложения, а вы заменяете его одним словом, связанным с математикой.

 (калькулятор)

« Слова на букву «П» (для 2команды)

1 . Сумма длин всех сторон многоугольника                        (периметр)

2 . Геометрическая фигура, четырехугольник                       (прямоугольник)

3 . Результат  умножения                                                         (произведение)

4 . Знак  сложения                                                                     (плюс)

  1. Линия, не имеющая ни начала, ни конца                           (прямая)
  2. Сундучок «Магический»

Предлагаю вашему вниманию магический квадрат, найдите недостающее число.

8

18

4

6

10

?

16

2

12

А)16

Б)14

С)16

Д)12

- Как разгадали магический квадрат?

  1. Сундучок «Математические пословицы»

- В пословицы вставьте числительные и прочитайте их.

Наврал с 3 короба.

У него 5 пятниц на неделе.

7 раз отмерь, 1 раз отрежь.

Обещанного 3 года ждут.

2 сапога – пара.

  1. Сундучок  «Весёлые задачки»

Ребята, вы все любите весёлые задачки, при решении которых требуется смекалка, сообразительность, а иногда и логика. Вот такие задачки сейчас мы с вами найдём в сундучке и порешаем.

  1. Сколько горошин поместится в пустом стакане (0)
  2. Какие часы показывают точное время 2 раза в сутки (Остановившиеся)
  3. Растут две берёзы, на каждой берёзе по 10 яблок. Сколько яблок на двух берёзах  (Нисколько)
  4. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варится 5 яиц.(4)
  5. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер (1)
  6. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги (3кг.)
  7. Сколько ножек у 2 сороконожек (80)
  8. На столе лежало 5 яблок. Одно яблоко разрезали. Сколько яблок осталось (5)
  9. У крышки стола 4 угла, один угол отпилили. Сколько углов стало у крышки стола (5)
  10. Сундучок «Здоровячок»

    - А сейчас немного, отдохнём и  музыкальную разминку проведём.

(под музыку ребята выполняют движения)

  1. Сундучок «Ребусный»

В этом задании примените свои знания по отгадыванию ребусов.

Ответы:

Диаметр

Сложение

Луч

Квадрат

  1. Сундучок  «Шифровщик»

Это последнее занимательное задание, ответомкоторого послужит слово, без чего нельзя познать математику. (Дружба)

Слагаемое

24

30

 

32

 

91

Слагаемое

6

 

54

60

15

 

Сумма

 

50

59

 

40

98

 

У

Б

Д

А

Ж

Р

5

25

30

7

92

20

 

  1. Заключительная часть.

Вот и закончились задания математических сундучков.

 Подведём итоги. Сосчитаем свои конфеты и выявим победителя. Поблагодарим нашего математика за игру.

Пусть математика сложна,

Её до края не познать.

Откроет двери всем она,

В них только надо постучать.

-Ребята, давайте дружить с математикой!

Знайте, друзья, что нам в жизни всегда

Пригодится

Точная наука

Ма – те – ма – ти –ка!

Спасибо за игру!

 

свернуть

КВН ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 2–3-Х КЛАССОВ

КВН ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 2–3-Х КЛАССОВ

 

Цель:

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по двум, трем, четырем признакам.

Развивать логическое мышление, воображение, речь.

Совершенствовать умение составлять целое из частей, определять числовой ряд по часовой стрелке.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, выручку, желание помочь друзьям по команде.

Оборудование: эмблемы команд, карточки с заданиями для эстафеты, для конкурсов капитанов, фломастеры, костюмы для Буратино, Хоттабыча, Царицы Математики, исполнителей частушек, дерево с плодами, таблички с баллами для жюри,  плакаты для болельщиков, атрибуты для сценки, презентация.

Участвуют две команды по 6 человек, двое ведущих, герои произведений, участники худ.самодеятельности. У каждой команды – отличительная форма – футболки красного и зеленого цвета, название, девиз, приветствие. Приглашены родители от каждого класса.

Ход мероприятия

Ведущий1:

Внимание! Внимание! Друзья, сегодня вы пришли На наш веселый КВН. Мы вам улыбку принесли Чтоб улыбались каждый день.

Ведущий 2: Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться в веселую страну. Не забудем взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку. 

 Ведущий 1: Все вы знаете, что КВН – это клуб веселых и находчивых.

Ведущий 2:

В клуб пришел – не хмурь лица, Будь веселым до конца. Ты не зритель, и не гость, А программы нашей гвоздь. Не стесняйся, не ломайся, Всем законам подчиняйся!

Ведущий1: Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести заседание клуба веселых и находчивых – КВН.  Эта игра для умных и находчивых, великодушных, добрых и чутких. Сегодня состоится не совсем обычный КВН, а турнир любителей прекрасной науки – математики. За каждый правильный ответ команда получает баллы.  Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Учитель. Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?

Ведущий 2:

Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлетать: Надо многое знать, надо много уметь! И при этом, при всем, вы заметьте-ка Нам нужна очень важная наука – арифметика! 

Ведущий 1:

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать Надо, прежде всего, арифметику знать! И на свете нет профессии, вы заметьте-ка Где бы нам не пригодилась – арифметика!

Входит Царица Математика.

Я – математика земная, Горжусь, прекрасная, собой. Я всем наукам мать родная, И дорожат все они мной. В веках овеяна я славой, Светило всех земных светил. Меня царицей величавой Недаром Гаусс окрестил. Строга, логична, величава, Стройна в полете, как стрела, Моя немеркнущая слава В веках бессмертье обрела. Я славлю разум человека, Дела его волшебных рук, Надежду нынешнего века, Царица всех земных наук!

Ведущий 1. Время, в которое мы живем, называют эрой математизации знаний. Без математики, без ее законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.  “Математика царица всех наук”. Так считали многие известные ученые, писатели и художники. В своей жизни вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. Вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.  "Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты” Архимед. 

 Ведущий 2: Наши соревнования – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение в КВНе – закон.  В этой игре проявляются все лучшие качества наших участников:  – юмор;  – способность оценить шутку другого;  – товарищество;  – находчивость

Ведущий 1:

Уже готово все к сраженью  Команды лишь сигнала ждут. .. Одну минуточку терпенья  Я вам представлю грозный суд.

Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри (представление жюри). Обращение жюри:

Вам доверено немало: Справедливо ставить баллы. Не победа нам важна –  Справедливость нам нужна! Пожелаем вам пока. Чтоб не дрогнула рука, Будем мы решать опять Оценить ответ на пять!

И пусть сильней кипит борьба,  Острей соревнование.  Успех решает не судьба,  А только ваши знания.

Ведущий 2: Не в театральном представлении,  А среди наших школьных стен  Увидим мы сейчас веселый  И остроумный КВН. 

Ведущий 1:

Болельщиков предупреждаем,  Что встреча будет горяча.  И потому мы вам желаем  Болеть … без вызова врача. 

Ведущий 2: А вот и наши команды. Это лучшие ученики 2 и 3 класса, которые никогда не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут дружно и весело. Давайте с ними познакомимся поближе.

Ведущий 2:

1-й конкурс. Приветствие. 

Это наша конкурсная программа.

Приветствие 3-го класса.

Наша команда: " Трижды три”.  Наш девиз: 

Мы команда хоть куда!  Нас удача ждет всегда!

Давно уже мы с вами не встречались И, наконец, настал, друзья, тот час И даже если вы сейчас сильнее Мы очень рады видеть вас. В КВН играть мы рады И в жару, и в холода Пораженье иль победа –  Это вовсе не беда. Мы будем петь и веселиться Отгадывать, шутить, острить И пусть жюри определит Того из нас, кто победит. Болельщиков наших попросим Активней поддерживать нас Уверены, что вы тоже хотите Чтоб мы победили сейчас.

Приветствие 2-го класса.

Вас приветствует команда “Знайки”.  Наш девиз: 

”Мы будем мыслить, убеждать,  Идя к финалу, побеждать. 

Друзья, приветствовать мы рады Вас всех на встрече КВН Другой награды нам не надо Победу мы хотим взамен! Чтоб имя дать своей команде Пятерку в степень возвели Лежит пятерка в основании Успеха, что ни говори! Соперникам нашим  Огромный привет Везенья и счастья, Улыбок букет. Хотя противники сильны, Но мы не лыком шиты тоже. Хоть Пифагора мы моложе Зато удалы и сильны.

Ведущий 1:

Второй конкурс начинаем  Победителей узнаем  Здесь задачки и загадки  За разгадку – вам награда.

Ведущий 2:

Думал я, что все науки изучают так, от скуки Но удача подвернулась и задачи улыбнулись.

2-й конкурс. Разминка

 Ведущий 1:

Пусть всякий знает, Кто лучше вычисляет!  Мне задачки прочитать,  Вам же думать и считать!

(Вдущие по очереди задают вопросы командам.)

1-я команда:

1) Сколько концов у двух палок?  2) У какой фигуры нет начала, ни конца?  3) На столе лежало яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?  4) Диме 5 лет, а Кате – 9 лет. Кто младше?

2-я команда:

1) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок осталось?  2) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?  3) На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?  4) Знак вычитания (минус).

  1. Конкурс художников.От каждой команды по одному человеку.
  2. Нарисовать одновременно двумя руками: одной круг, а другой – прямоугольник.  2. По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами квадрат, в середине овал, справа треугольник.

Жюри поводит итоги, а в это время дети исполняют математические частушки.

Ваня целый день зевает,  Почему и сам не знает. Математики урок Не идет Ванюше впрок. Над тетрадкой Влад рыдает: Как пример решить – не знает. Плачет баба, плачет дед,  Ну, не сходится ответ!

Я таблицу умноженья Перед сном учила. Утром встала – всю таблицу Начисто забыла!

Мы с соседом сообща Контрольную решили. За нее мы на двоих Четверку получили

Ежедневно мы считаем, Множим, делим, вычитаем,  Отвечаем и читаем – Сколько времени теряем!

Папа мне решил задачу, В математике помог, Мы потом решали с мамой То, что он решить не смог.

Я считаю очень быстро, В школе все гордятся мной. Ни один мальчишка в школе  Не угонится за мной

  1. Конкурс пословиц и поговорок.

В течение 2 минут каждая команда должна вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок содержащих числа. Например: Семь бед – один ответ. Один за всех, все за одного. 

Между конкурсами для болельщиков проводятся игры, предлагаются задачи.

Игра.

Расскажу я вам рассказ В полтора десятка фраз, Лишь скажу я слово “три” –  Приз немедленно бери! Однажды щуку мы поймали, Распотрошили, а внутри Рыбешек мелких увидали, И не одну, а целых … две. Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом, Смотри, на старте не хитри, А жди команду “раз, два, … марш!” Когда стихи запомнить хочешь,  Их не зубри до поздней ночи,  А про себя их повтори Разок-другой, а лучше… пять! Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать, Ну что ж вы приз, друзья, не брали, Когда была возможность взять?

Ведущий 1:

5-й конкурс. Внимательная команда.

На доске вывешиваются различные геометрические фигуры разного цвета. 30 секунд команда смотрит на них и запоминает. Затем все отворачиваются, убирается одна фигур. Команда должна назвать фигуру, которая, по ее мнению, пропала. Затем повторяется со 2 командой. Звучит музыка. Появляется Буратино.

Ведущий: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Ой, здравствуйте! А куда я попал?

Ведущий: На математический КВН.

Буратино: К – куда, В – ведут, Н – ноги?

Ведущий: Да нет, Буратино. КВН – это…

Буратино: А, знаю, знаю ! К – когда, В – все, Н – надоедает.

ВедущийНет, Буратино. КВН – это клуб веселых и находчивых.

Буратино: Как здорово. Мне-то вы и нужны. Дело в том, что мне надо нарисовать рисунки, а я ничего не могу понять, что здесь делать?

Ведущий: Ребята! Поможем Буратино?

Каждой команде нужно нарисовать человека из цифр. Используя несколько цифр от 0 до 9. За каждую использованную цифру 1 балл. Рисунки передаются жюри.

Пока команды рисуют, проводится игра с болельщиками. 

Ведущий 1:

Кто в школе смог быть капитаном,  Тому открыты все пути:  Владеть он будет океаном,  Воздушным, водным и земным.

6-й конкурс. Конкурс капитанов. 

Отгадать слова, записанные ребусами. По 5 карточек с ребусами для каждого капитана команды.

В это время проводится 7-й конкурс. Математическая эстафета 

Выносится дерево, на дереве висят груши, яблоки. На них написаны примеры, первой команде –груши, второй – яблоки .Ребята выходят по очереди срывают фрукт, пишут обратной стороне (сдают жюри) решение, какая команда быстрее соберет урожай в корзинку: 12+17= 13-3= 14+5= 19-12= 15+22= 16+31= 17-11= 18+41= 19-14=

28-16= 66-52= 78-53= 95-43= 73+24= 89-56= 20+21= 23+24= 49-35=

Ведущий 2:

Вы, ребята, все устали,  Много думали, считали,  Отдохнуть уже пора  И для вас сейчас – игра.

Буратино играет с болельщиками в игру “Так – это не так”.

Летом очень холодно. Когда я иду кататься на лыжах или на коньках, надеваю теплую куртку и валенки. Еще летом бывает Новый год. Ребята наряжают елку. К ним в гости приходит Дед мороз и Снегурочка. Это так?

Осенью на деревьях распускаются листочки. Прилетают из теплых стран птицы. Мы с ребятами вешаем скворечники. Это так?

Весной на землю падают первые снежинки. Переодевается в белую шубку заяц, залезает в берлогу медведь, а птицы улетают в теплые края. Это так?

Зимой все ходят в лес за грибами и ягодами. В садах зреют яблоки, груши, вишни. Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок. Ребята загорают на солнышке и едят вкусные арбузы. Это так? Слайд 19

Пока жюри подводит итоги, дети показывают сценку стихотворения: 

Ведущий 1:

Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат.)

Ведущий 2:

Ты на меня, ты на него, На всех на нас смотри. У нас всего, у нас всего, У нас всего по три

Треугольник и квадрат.

 

Жили – были два брата  Треугольник с квадратом  Старший квадратный,  Добродушный, приятный.  Младший треугольный,  Вечно недовольный.  Стал расспрашивать квадрат:  ”Почему ты злишься, брат  Тот кричит ему: “Смотри,  Ты полней меня и шире.  У меня углов лишь три,  У тебя же их четыре!”  Но квадрат ответил: “Брат!  Я же старше, я квадрат”  И сказал еще нежней:  “Неизвестно, кто нужней!”  Но настала ночь, и к брату,  Натыкаясь на столы,  Младший лезет воровато  Срезать старшему углы.  Уходя, сказал: “Приятных  Я тебе желаю снов!  Спать ложился, был квадратом,  А проснешься без углов!”  Но на утро младший брат  Страшной мести был не рад.  Поглядел, он нет квадрата  Онемел, стоял без слов  Вот так месть! Теперь у брата  Восемь новеньких углов!?”

Ведущий 1: Какая перемена произошла с квадратом?

Ведущий 2: Правильно ли поступил младший брат по отношению к младшему?

Встреча с Хоттабычем.

Стук в дверь. Входит Хоттабыч и приветствует всех по-восточному, приложив руку к сердцу, губам и ко лбу.

Ведущий 1: К нам на математический КВН прибыл проездом из Индии еще один гость – знаменитый математик Абдурахман ибн Хоттабыч.

Дети. Здравствуй, старик Хоттабыч!

Хоттабыч. Здравствуйте, уважаемые учащиеся! Всю свою жизнь посвятил я изучению наук и постиг много тайн, не известных простым смертным.

Ведущий 2: Откройте нам хоть одну!

Хоттабыч. У меня имеется великое открытие. Я могу отгадывать числа, которые вы задумаете. Хотите в этом убедиться? Задумайте число, прибавьте к нему 2, полученную сумму умножьте на 4, от произведения отнимите 8. Сколько у тебя, ... (называет имя), получилось? Ученик. 32.

Хоттабыч. Ты задумал число 8. Спрашивает еще 3–4 учащихся. (Ответ разделить на 4.)

Хоттабыч. Вы убедились в силе моих заклинаний?

Ведущий 1: Ты, воистину, великий волшебник. Будь нашим гостем! Угадывание дня рождения.

Хоттабыч: Я могу угадать, кто и когда из вас родился. Я угадаю ваш день рождения, если вы правильно выполните мои задания. Запишите день своего рождения, умножьте на 2, прибавьте к полученному числу 0, к результату прибавьте 73, полученное число умножьте на 5 и прибавьте номер месяца, в котором вы родились. А теперь отнимите 365. Первые две цифры – день рождения, другие две – месяц.

(От названного числа отнять 111, а потом остаток разбить на три грани справа налево по две цифры.Средние две цифры обозначают день рождения, первые две или одна – номер месяца, а последние две цифры – число лет, зная число лет, фокусник определяет год рождения.)

Ведущий 2:

Вот закончилась игра,  И Результат узнать пора  Кто же лучше всех трудился,  И в КВНе отличился? 

Жюри объявляет победителей, идет награждение.

Для победителей – задача в подарок. 

Под музыку дети выходят из зала. 

 

свернуть

Внеклассное занятие в 4 классе «Занимательная математика»

Внеклассное занятие в 4 классе

«Занимательная  математика»

 Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний решения уравнений, задач изученных видов. Обеспечить применение учащимися полученных ранее знаний и способов действий.

Задачи:

  • закрепление умений решать занимательные задачи нетрадиционными способами ,формирование вычислительные навыков;
  • развитие логического  мышления, математических и аналитических способностей, речи, внимания, памяти;
  • воспитание  познавательной активности, умения работать в коллективе, дружеского отношения друг к другу.

                                             ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный этап

Девиз наших внеклассных занятий:

Математика сложна, но скажу с почтением Математика нужна все без исключения. Мне бы хотелось знать ваше настроение.

III. Применение знаний и способов действий

Сначала мы должны открыть вот эти двери:

Вот проверим мы сейчас У кого острее глаз. Повнимательней смотрите Ничего не пропустите. Сколько тут квадратов посмотрите?

 

Маленьких квадратиков на рисунке 7x2=14. Квадратов, состоящих из четырех квадратиков 6. Всего 14+6=20 квадратов.

 Двери открыты и нас ждёт поезд, который доставит нас в сказочную страну. Первый герой – Незнайка. Знайка предложил ему Математическую разминку.

  1. Три вершины, три угла, три стороны. Что это? 2. На него нельзя делить. 3. Чему равно произведение цифр нынешнего года? 4. Как правильно сказать: «7 плюс 5 равно адиннадцати или одинададцати?» 5. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый? 6. В два часа часы отбивают два удара за две секунды. За сколько секунд эти часы отобьют удары в шесть часов? (6 сек) 7. Соня живёт в 16 – этажном доме на 7 этаже, если считать сверху. На каком этаже  живёт Соня? (Соня живёт на 10 этаже 16 – этажного дома). 8. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько груш было у Незнайки? 9. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый? (1) 10. Часы бьют один раз каждые полчаса. Сколько раз пробьют часы за одни сутки? (Ответ: 48) 11. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море?  (Он станет мокрым).

Наш поезд прибыл в страну СКАЗОК, Второй герой – КРОТ ... Считай, думая.

  1. Из чисел выбери такие три числа, произведение которых будет равно 5000.

21, 10, 30, 25, 3, 20, 9, 15, 6, 27

  1. У Мышонка калачи С пылу, с жару из печи.  Чтобы калачей набрать,  Нужно быстро сосчитать.  25 плюс семью восемь,  Мы ответ назвать вас просим.

Решение: 25 + 7 х 8 = 81.

  1. В поисках Невесты Жаба с сыном обследовал 4 болота, в каждом из которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал сын Жабы прежде, чем нашел Дюймовочку? (40)

Следующий герой.

В Простоквашино он жил  И с Матроскиным дружил.

предлагает поработать в дополнительной тетради (решение задач с объяснением)

  1. № 138 2. № №131

– Какими способами мы решали задачу. – А мы тем временем встречаемся с русской народной сказкой «Гуси лебеди». Поможем девочке спасти братца.

Летела стая гусей, а навстречу им гусак. – Здравствуйте, 20 гусей! – Нет, нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да еще 3 гуся, да еще ты с нами, тогда нас было бы 20. Сколько было гусей?

Решим задачу составлением уравнения.

Пусть х гусей летело навстречу гусаку, в 2 раза больше – это значит 2 х, да еще 3, значит, 2 х+3, да еще ты с нами, будет 2 х+3+1.  Известно, что тогда бы их было 20, составим уравнение. 2х+3+1=20, х=8 (г.)

– А теперь мы поможем сразу двум героям. – Решить задачу.

Если на одну чашу весов посадить Карлсона, который весит 26 кги Винни Пуха, который весит на 9 кг больше, а на другую чашу весов насыпать 67 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придётся съесть Карлсону и Винни, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

Следующие герои уже ждут помощи от нас. ВОЛК

Я задумал число, разделила на него число 14 168 и получил 92. Какое число задумал Заяц?

14168 : х = 92 х = 14168 : 92  х = 154

– У нас просит помощи следующий герой – угадайте кто это?

Он сиреневый такой, Машет весело рукой. Он свалился к нам с луны – Знают, любят малыши. (Лунтик)

  1. Обобщение знаний и способов действий

Тест у компьютера по карточкам

  1. Подведение итогов урока

Вот настал момент прощанья, Будет краткой моя речь: Говорю я: до свиданья! До счастливых новых встреч!

  1. Рефлексия

– А теперь при помощи помощников - на картинке оцените свое настроение. Спасибо за хорошую работу.

 

свернуть

Внеклассное занятие по математике для учащихся 4 класса «Загадки-смекалки»

  Внеклассное занятие по математике

для учащихся 4 класса «Загадки-смекалки»

Цели занятия:

  • Способствовать развитию творческих и умственных способностей учащихся (логического мышления, смекалки, сообразительности );
  • закреплять умения и навыки, полученные на уроках математики;
  • расширять кругозора учащихся;
  • воспитывать коммуникативность; коллективизм ,    терпение, умения преодолевать трудности;
  • прививать интерес к математике.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

Ход занятия

Организационный момент.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука

Эта математика!

Учащиеся делятся на две команды. Правильно ответившая команда получает балл.

 

1 раздел «Разминка»

  • Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
  • Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (мягким знаком «угол» в «уголь»).
  • Какое женское имя имеет тридцать «я»? (Зо–я)
  • Какой месяц всех короче? (май три буквы)
  • Резерв: Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Помногу ль досталось? (по полпирога их было трое: бабушка, мама, внучка).

2 раздел «Разгадай ребус» 

 

100 Л+ЦА

Фо

Ри 

А

НАС

3 раздел «Задачи шутки» 

  • Каких камней на дне моря не найдешь? (Сухих.)
  • На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.)
  • Какую ленту в косу не вплетешь? (Пулеметную, шоссейную.)
  • Кто ходит сидя? (шахматист)
  • Резерв: Какую чашку нельзя наполнить? (перевернутую)

4 раздел «Загадки»

Пять братцев в одном домике живут.

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать.

Нас 7 братьев, летами все равные, а именами разные. Отгадай, кто мы.

Четыре ноги, а ходить не может.

Резерв: Кто в году четыре раза переодевается?

5 раздел «В гостях у сказки» 

От Бабы Яги до Кощея Бессмертного ведут 3 дороги, а от Кощея до Кикиморы – 4 дороги. Сколькими способами можно дойти от Бабы Яги до Кикиморы, если надо зайти к кощею? (12 способов)

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя. Волк позже Зайца, Медведь раньше зайца, Сорока позже Волка. Кто пришел раньше всех? Кто позже всех?

Ослик Иа-Иа съедает на обед 40 кустиков чертополоха ( по 50 г каждый). Винни – Пух- 4 банки меда (по полкило каждая). Кто потяжелеет за обед больше?

У Пончика на комбинезоне 17 карманов: 10 карманов спереди, остальные сзади. В передних карманах лежат по 2 пончика, а сзади - по 3. сколько всего пончиков у Пончика?

Резерв: Винни –Пуху подарили в день рождения бочонок с мёдом массой кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке сначала?

6 раздел «Хитрые вопросы и задачи»

1.Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (Шесть минут.)  1.Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке – по коту. Сколько направлялось в Москву? (Одна баба.)  2.Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери – и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп осталось? (Пять.)  3.Когда гусь стоит на двух ногах, то весит четыре килограмма. Сколько  будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (4 кг.)  4. На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (Три.) 5. Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было? (Три.)  6. Три мальчика, Коля, Петя и Ваня, отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в лавочку? (Три копейки.)  7. Семь воробьишек спустились на грядки. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного.)

8.Что тяжелее – один килограмм ваты или один килограмм железа? (Весят одинаково)

7 раздел «Разные мудрости»

а) « Китайский квадрат»

Этот квадрат придумали китайцы три тысячи лет назад. Что в нем удивительного? Как команда решит задачу, поднимает сигнальную карточку.

 Ответ (Каждый ряд при сложении дает в сумме 15: слева направо, сверху вниз, наискось от одного угла к другому).

4

9

2

3

5

7

8

1

6

б) Решение задачи «Волк и рыба».

    Волк поймал 15 окуней и разложил их на 5 кучек так, что в каждой кучке было разное количество рыб. Разложите и вы так же.

 

в) Самостоятельная работа учащихся. Решение задачи «Три медведя».

          Медведь, Медведиха и маленький Мишутка нарядились в новые курточки жёлтого сиреневого и оранжевого цвета и надели такого же цвета шапочки. У Медведя курточка и шапочка оказались одного цвета, Медведиха никогда не носит одежду жёлтого цвета, а Мишутка надел сиреневую шапочку и курточку другого цвета. Как были одеты медведи?

 

 

8 раздел «Шифрограмма»

 Подумайте, как найти ключ к шифру. Кто быстрее прочитает шифрограмму .

16

9

5

11

3

8

1

7

2

12

15

4

10

13

6

14

!

м

т

л

б

ы

Р

в

е

о

ы

я

о

д

а

ц

Ответ: «Ребята, вы молодцы!»

Подведение итогов урока

- Наше занятие подошло к концу.

- Чему учились на нашем занятии?

Рефлексия

- Оцените свою работу на занятии (с помощью жеста большого пальца: вверх- «отлично, хорошо»; вниз- «плохо»).

 

 

 

свернуть
поделиться в: