РУС БЕЛ ENG

Коррекционная помощь

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧА, ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Мы рады приветствовать Вас на странице

ГУО «Смольянская средняя школа Оршанского района»

 

Троян Рената Сергеевна, учитель-дефектолог

ГУО «Смольянская средняя школа Оршанского района».

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧА, ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА:

ЦЕЛЬ: оптимизация процесса коррекционно-развивающей среды с учащимися с особенностями психофизического развития.

ЗАДАЧА: обеспечение специализированной, диагностической, коррекционно-развивающей, консультационной помощи учащимся с особенностями психофизического развития их родителям и педагогам.

ФУНКЦИИ КАБИНЕТА:

  • Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи учащимся по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
  • Проведение обследование ребёнка с целью разработки индивидуальной программы развития;
  • Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • Оказание консультативной помощи педагогам и законным представителям.
свернуть

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ

      ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

«ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

 

                                                                                                  

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, лёгкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.             Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям уделяется особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Дыхательной гимнастикой можно и даже нужно заниматься и в домашних условиях.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования: - выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; -  заниматься до еды;

-  заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

«ЖУКИ»

         Ребёнок сидит на полу по турецки, родитель произносит: «Ж-ж-ж,- сказал крылатый жук, - посиж – ж – ж – у». Ребёнок обнимают себя за плечи, произносит: «Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у». Ребёнок и родитель разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж – ж – ж – ж» (2 – 3 мин).

 

«МЕДВЕЖОНОК»

         Ребёнок ложится на спину, руки - под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох «похрапывает». Родитель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и …опять «засыпает, похрапывая».

 

«ХОМЯЧКИ»

         Ребёнок и родитель сильно надувают щёки, «как у хомячков» (дышат через нос) и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёки, как у детей». Игра повторяется 5 – 6 раз.

 

«ЧЕЙ САМОЛЕТ УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ»

         Ребёнок и родители располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолётик. По команде «запускают» самолётики как можно дальше (можно поддувать на самолёт не давая ему опускаться).

 

 

«МАМА ОБНИМАЕТ МЕНЯ»

         Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так крепко, как мама обнимает вас.

 

На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 «ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ»

 

            Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

         Точность, сила дифференцированности этих движений развивается у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

         К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

         Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

         Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

         Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

         Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц – готовят органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

         В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.

          Особенностью современных детей являются недостатки устной речи, которые в дальнейшем приводят к плохой успеваемости в школе, так как на основе устной речи формируется письмо.

         Артикуляционная гимнастика упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения ранее была доступна только специалистам логопедам.

         На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научится говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к занятиям

         Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) с помощью весёлой истории о язычке. На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.

 

Рекомендации к проведению упражнений:

  1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  4. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  5. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.
  6. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более про­стых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
поделиться в: