РУС БЕЛ ENG

Духовно-нравственное воспитание, волонтёрская деятельность

Буклет "Толерантность-дорога к миру"

15.01.2024

Буклет "Толерантное общество главное условие инклюзивного образования"

15.01.2024

Республиканская информационно-образовательная акция "Включай энергоэффективность" ( с 8 по 11 ноября)

Формирование духовно-нравственной культуры и патриотизма – цель нового факультативного курса в школах Беларуси

19 сентября 2021 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь 23 августа 2021 г. № 183 «Об утверждении учебной программы факультативного занятия».

Документом утверждена учебная программа факультативного занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для V (VI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

Цель – формирование духовно-нравственной культуры и патриотизма учащихся на основе потенциала христианских традиций и ценностей белорусского народа.

Задачами реализации учебной программы являются:

  • изучение учащимися духовно-нравственного и культурного наследия христианства, его роли в формировании белорусской государственности и патриотическом воспитании;
  • привитие учащимся стремления руководствоваться нравственными нормами, формирование у них осознанной позиции себя как гражданина и патриота белорусского государства;
  • формирование у учащихся навыков ответственного поведения, позитивного отношения к жизни;
  • профилактика негативных проявлений и зависимостей; побуждение учащихся к духовному саморазвитию и нравственному совершенствованию;
  • воспитание любви к людям, Отечеству, стремления делать добро, совершенствовать окружающую жизнь в соответствии с духовно-нравственными идеалами христианства.

 

Учебная программа рассчитана на 35 часов и предусматривает проведение 1 часа занятий в неделю.


Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/september/66256/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

свернуть

Информация о проведении, участии в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию учащихся

В рамках деятельности по духовно-нравственному воспитанию в учреждении образования проведены:

Республиканская акция «Моя семья – моя страна», приуроченная ко Дню семьи

О проведении мероприятий, посвященных празднику День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна

Увлекательная экскурсия в город Санкт Петербург

Экскурсионная поездка в Оршанский музей В.С.Короткевича

День единения народов Беларуси и России

День конституции Республики Беларусь

Идет Масленица с блинами!

Посещение Музея истории и культуры г.Орши

Открывай ворота, Коляда в гости пришла

Неделя родительской любви

День пожилых людей в рамках акции «Уважение. Забота. Ответственность».

Диалоговая площадка «Живое слово», приуроченная к 1030-летию Православия на белорусских землях

День народного единства

Экскурсионная поезда в г.Полоцк

Экскурсия в Филиал музея Янки Купалы д.Левки

Конкурс художественного творчества «Велiкодная мазаiка»

Единый урок "Каждый из нас в ответе за мир на огромной планете", "Беларусь - страна мира, дружбы и добрососедства"

В начальной школе прошел праздник "Гуканне вясны"

Для учащихся 5-6 классов организовано факультативное занятие по курсу «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», где с ребятами изучают историю православной церкви и ее традиции, основы христианской веры, исследуют, что такое любовь к Отечеству и в чем она выражается. 

свернуть

Историкo-культурное и духовное наследие белорусского народа

Историко-культурное и духовное наследие белорусского народа

Республика Беларусь имеет богатое духовное наследие. Оно формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Несмотря на разрушительные войны, стихийные бедствия, общество приумножало достижения предков, развивало науку, литературу, искусство, повышало свой культурно-образовательный, профессиональный уровень. Совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом, и есть национальное богатство.

Национальное богатство создается всеми национальными общностями, проживающими в стране. В Республике Беларусь сформировались гармоничные отношения между национальными общностями. Свободное развитие культур, традиций всех национальных общностей, проживающих в нашей республике, базируется на государственной политике, учитывающей интересы всех этнических групп.

В 1996 г. принята Концепция национально-культурного развития национальных меньшинств. Увеличилось число региональных и республиканских объединений как институтов возрождения национальных языков, культур, традиций. В настоящее время в Беларуси действуют 111 общественных объединений 22 национальных общностей, в том числе 43 еврейских, по 9 — польских и немецких, 7 литовских, по 5 — татарских и украинских и др. Организуются школы, классы по изучению национальных языков, налаживаются связи с исторической родиной, появляются средства массовой информации на национальных языках.

Принятые в Республике Беларусь правовые акты гарантируют равенство граждан всех национальностей гостей в различных сферах жизни, создают законодательную основу для развития культур, сохранения этнической, языковой, религиозной самобытности национальных меньшинств.

Влияние западной и восточнославянской культур

на систему ценностей белорусов

В современном мире нет абсолютно замкнутых культур. Культурные и межэтнические контакты являются неотъемлемым компонентом жизни. В антропологии и этнографии процесс взаимного влияния различных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой, получил название аккультурации. Аккультурация проявляется в двух формах: временной (через контакты политиков, дипломатов, туристов, персонала иностранных компаний) и длительной (которая возникает в случае контактов представителей различных культур в рамках одного государства). В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы. С одной стороны, стремится сохранить свою культурную идентичность, с другой — впитывает нормы и ценности иной культуры.

Беларусь уникальна тем, что исторически в ней сложился интегративный тип кулътуры. Белорусский этнос вбирал в себя отдельные элементы как восточнославянской, так и западнославянской, балтской, тюркской культур. Наряду с тенденциями к ассимиляции действовали также тенденции сохранения национальных границ, культурной и языковой идентичности белорусского народа. Интеграции норм и ценностей других. культур способствовала этническая толерантность, свойственная белорусам.

На развитие духовной культуры в Республике Беларусь сегодня оказывают влияние следующие факторы:

 1) общие тенденции развития духовной культуры, характерные для современной цивилизации в целом;

 2) тенденции, которые характерны только для Беларуси;

 3) общие признаки, характерные для постсоветских стран.

  Особенностью нынешнего этапа развития духовной культуры Республики Беларусь является то, что в современных условиях остается важной задача формирования национально-государственного самосознания. Необходимо сохранять культурно-историческое наследие, историческую память народа, способствовать развитию белорусского языка.

 В республике удалось сохранить и укрепить разветвленную сеть учреждений культуры. Открыты новые театры (Белорусский государственный молодежный театр, Республиканский театр белорусской драматургии), издается ряд белорусских литературных журналов («Полымя», «Неман»), газет («Літаратура 1 мастацтва»), проводятся театральные фестивали («Золотой витязь», «Белая вежа»), кинофестивали («Лістапад», Национальный кинофестиваль белорусских фильмов), музыкальные фестивали («Славянский базар», «Беларуская музыкальная восень») и т. д. Очень важной задачей является обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для всех граждан Республики Беларусь.

На Втором Всебелорусском собрании была поставлена задача — создать более совершенную национальную систему образования, которая отвечала бы новым потребностям развития экономики, современному уровню общественных отношений.

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий совершенствования личности.

Культура народа выступает мерой его духовности, цивилизованности, этнического своеобразия. Духовные ценности, утверждаемые и развиваемые обществом, являются почвой, предпосылкой формирования национального самосознания, национальной идеи. Культурный прогресс нашей нации связан с независимостью государства, развитием белорусского языка, традиций, утверждением духовных, нравственных начал в жизни общества. Белорусский народ вправе гордиться богатейшими истоками своей культуры, фольклором, обрядностью, красотой национального костюма, народными промыслами. Возможно, из этого духовного родника и берет начало белорусская национальная идея как идея самобытности народа, подъема его сил, осознания национальных интересов. 

Согласно Конституции Республики Беларусь, историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны. И, как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «наши главные задачи в сфере культурной политики состоят в том, чтобы поддерживать патриотическую линию в белорусской культуре, создавать условия для развития ее традиционных и современных направлений».

Что мы знаем о историко-культурном потенциале

Республики Беларусь?

На сегодняшний день Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь насчитывает более 5,6 тыс. историко-культурных ценностей, среди которых: памятников археологии – 2248, памятников архитектуры – 1804, памятников истории – 1215, нематериальных проявлений творчества человека – 152, движимых материальных историко-культурных ценностей – 104, памятников искусства – 66, памятников градостроительства – 11, заповедных мест – 4.

Наиболее выдающиеся для отечественной и мировой культуры объекты включены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО.

В частности, в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены:

в 1992 г. - Беловежская пуща (памятник природы);

в 2000 г. - замковый комплекс «Мир» (г.п. Мир Кореличского района Гродненской области);

в 2005 г. - архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже (Минская область) и Дуга Струве (Брестская и Гродненская области).

В Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены: праздничный рождественский обряд «Колядные цари» в деревне Семежево Копыльского района, «Торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской» (Будславский фест)» в аг.Будслав Мядельского района, весенний обряд «Юрьевский хоровод» в д. Погост Житковичского района, «Культура бортничества Беларуси и Польши».

В целях популяризации историко-культурного наследия Министерством культуры в 2020 году создан поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» (gosspisok.gov.by), который является информационным ресурсом, позволяющим любому пользователю быстро находить информацию об историко-культурных ценностях, в том числе через мобильные приложения.

  Охрана историко-культурного наследия – обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе. Материальные и духовные ценности общества являются объектами национальной безопасности Беларуси и приоритетными направлениями культурной политики нашей страны.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, Национальной стратегией устойчивого социального-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, сохранение и приумножение историко-культурного наследия страны является важным фактором национальной идентичности и белорусской государственности, играет значительную роль в формировании гражданственности и патриотизма личности, вовлечено практически во все сферы социально-экономической жизни республики.

Последние два с половиной десятилетия Республика Беларусь активно занимается восстановлением архитектурного наследия, вкладываются колоссальные ресурсы на его поддержание и сохранение.

Проведена большая работа по реставрации и восстановлению сотен объектов историко-культурного наследия с целью поддержания их надлежащего технического состояния, приспособления под новые функции и вовлечения их в туристический и культурный оборот. На государственном уровне эти задачи решаются в рамках ряда государственных программ и локальных инвестиционных проектов. Кроме того, мероприятия по охране историко-культурного наследия, в том числе ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях, финансируются за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры.

  Справочно.

  За период независимости Беларуси за счет государственных средств восстановлены и получили новые социально-экономические функции сотни объектов наследия. В числе последних – здание «Беларусьфильма» (2017), стадион «Динамо» в Минске (2018), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (2019), объекты Брестской крепости, обелиск «Минск – город-герой» (2020) и др.

Восстановлены и приспособлены под музейные функции всемирно известные замковые комплексы в г.п.Мир (2010) и г.Несвиже (2011).

Особенности национальной и культурной

самоидентификации белорусов

После того как в 1991 г. прекратил свое существование СССР, было объявлено независимое и самостоятельное государство Республика Беларусь. Начался период национального возрождения. Период, который имеет сложный и противоречивый характер, определяемый прежде всего особенностями самоидентификации белорусов. Под самоидентпификацией понимают отнесение человеком себя к какой-либо группе на основе общности культуры, ценностей и т. д. Культурная идентичностъ — чувство принадлежности к определенной культуре. Этническая идентичностъ — этнические представления, разделяемые членами какой-либо этнической группы, которые формируются в результате осознания общей исторни, культуры, традиций, места проживания и государственности.

Проблема культурной самоидентификации белорусов связана со сложностыо исторического пути, положением «на пересечении» путей Запада и Востока. Какое-то время наша культура развивалась «в тени» других культур — земли Беларуси переходили от одного государства к другому. На территории Беларуси прошли многочисленные войны. В такие сложные моменты самоидентификация белорусов носила локальный характер, во многом основывалась на принадлежности к территории, местности, региону, на «тутэйшасщ».

Несмотря на сложные исторические условия становления белорусской государственности и белорусской культуры, нашему народу удается сочетать, с одной стороны, свою «беларускасць», а с другой — свою принадлежность к славянской и мировой культуре.

 

Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа» (в контексте Второй мировой войны).

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!». 

свернуть

Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью

Проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали неизменно актуальны для общества. Перед педагогическими коллективами учреждений образования ставится цель воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа. Важным фактором реализации данной задачи является организация целенаправленного и плодотворного взаимодействия учреждений образования с Белорусской Православной Церковью на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015 – 2020 годы [1] (далее – Программа).

Программа направлена на объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, религиозных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, а также на проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.

На основе республиканской Программы сотрудничества управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома и Cинодальным отделом религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви составляются региональные программы.

Правовыми основами организации взаимодействия учреждений образования со структурами Белорусской Православной Церкви являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции закона от 31 октября 2002 г. № 137, ст. 9, Соглашение Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви (2003 год), Положение о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838 (далее – Положение) [2].

Взаимодействие учреждения образования с религиозной организацией в вопросах воспитания обучающихся в рамках сотрудничества может быть инициировано церковной организацией или администрацией учреждения образования с согласия учредителя учреждения образования. В рамках сотрудничества религиозные организации и учреждения образования подписывают план взаимодействия в вопросах воспитания обучающихся (далее – план взаимодействия) на учебный год.

План взаимодействия согласовывается с учредителем учреждения образования, и его положения включаются в план воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год. По окончании учебного года учреждение образования и церковная организация готовят совместный отчет о результатах реализации плана взаимодействия, который представляется в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви и учредителю учреждения образования.

Участие обучающихся в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования, допускается только на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся). Обучающиеся (законные представители несовершеннолетних обучающихся) ежегодно письменно подтверждают свое согласие на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией. (Примерная форма заявления прилагается).

Содержание взаимодействия учреждений образования с церковными организациями в вопросах воспитания обучающихся определяется исходя из следующих основных направлений:

- раскрытие православного вероучения и духовно-нравственного учения, роли Православной Церкви в формировании и сохранении духовной культуры и государственности белорусского народа;

- формирование у обучающихся на основе православной нравственности мировоззрения и механизмов, определяющих взаимоотношения человека с окружающим его духовным и материальным миром и обществом;

- гражданское, нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе православных духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

- ознакомление с православным духовным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;

- популяризация семейных ценностей сформированных на основе православных традиций белорусского народа;

- работа с родителями обучающихся по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства с использованием православных традиций;

- формирование у обучающихся навыков ответственного поведения, позитивного отношения к жизни, профилактика вредных зависимостей;

- социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;

- профилактика негативного влияния деструктивных культов, недопущение вовлечения обучающихся в деятельность деструктивных религиозных организаций и радикальных молодежных группировок;

- организация досуга и оздоровления детей и подростков;

- пропаганда здорового образа жизни, деятельность по охране окружающей среды.

Формы взаимодействия и организации воспитательных мероприятий с участием представителей духовенства Белорусской Православной Церкви достаточно разнообразны, в том числе:

- тематические встречи, круглые столы по духовно-нравственной тематике: «Нравственные основы православия», «Христианство – источник нравственности, культуры и духовности», «Влияние религиозных организаций на формирование духовных и культурных традиций народа», «Духовно-нравственные ориентиры в современном мире», «Душа и духовность в нас», «Человек и его мораль», «Духовность – это…», «Искусство быть человеком», «Основы христианской культуры и православной этики», «Нравственные заповеди в формировании качеств личности человека» и т.д.

- интерактивные формы (диспуты, дискуссии, уроки духовности) по семейному воспитанию учащихся,  с использованием православных традиций семейного воспитания в профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, в работе с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, такие как: цикл духовных встреч со священнослужителями по профилактике абортов, формированию осознанного родительства «Материнство – тайна из тайн»,  дискуссии - «Как быть, если в семье проблемы?», «Демографические проблемы в современном обществе», «Любовь как высшее человеческое чувство», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», «Гражданский брак: за и против», «О православных традициях в межличностных отношениях»,  диспуты - «Семейное воспитание и семейные традиции», «Конфликты в семье», «Традиции нашей семьи», «Семья. Законы ее сохранения», «Защита прав молодой семьи», «Основы семейного мира», родительские собрания -«Семейное воспитание на православных традициях», «Совместная работа с родителями по предупреждению употребления учащимися наркотических, токсических средств и алкоголя», обучающий семинар «Противостояние зависимостям: духовный аспект вопроса» и др.;

- акции, просветительские и информационные мероприятия по формированию навыков ответственного поведения, ценностного отношения к жизни и здоровью, профилактике негативного влияния деструктивных культов на личность обучающихся, такие как  нравственно-просветительская неделя «Вербны кiрмаш», мероприятия по празднованию Дней памяти преподобной Евфросинии Полоцкой, фестиваль православной культуры «Кладезь», благотворительный марафон  «Согреем детские сердца», виртуальные экскурсии «Рождество Христово», «7 чудес Беларуси», информационно-просветительские акции по формированию навыков ЗОЖ, профилактике  зависимого поведения «Я выбираю жизнь»,  семинар-практикум «Современная молодёжь и духовное здоровье», занятия лектория «С Верой, Надеждой и Любовью»;

    - молодежное волонтерское движение на основе христианских ценностей, ориентированное на развитие милосердия, добротворчества и благотворительности, по оказанию необходимой помощи инвалидам, одиноким гражданам, ветеранам войны и труда, осуществляющее шефство над детскими домами, школами-интернатами, памятниками погибшим воинам, по оказанию посильной помощи в благоустройстве прилегающей к храмам территории; участие в благотворительных акциях: «Милосердие без границ» по оказанию помощи бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, «Волшебство на Рождество» по подготовке подарков для детей-сирот, «Поделись своим теплом», «Доброе сердце» по оказанию помощи инвалидам и престарелым людям, «Забота», «Ветеран», «Обелиск» шефство над ветеранами, памятниками погибшим воинам и др. Эффективной формой работы с обучающимися является этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям.

Для углубленного изучения вероучительного, духовно-нравственного и культурного наследия Православия, его роли в формировании белорусской государственности и патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи по желанию обучающихся и их законных представителей предоставлена возможность посещать объединения по интересам духовно-нравственной направленности, факультативные занятия [3], программы которых утверждены в установленном порядке[4]. 

Рекомендуется проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике с выходом на научно-практические конференции, семинары на уровне учреждения образования, района, города, области. Следует продолжить традицию организации научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ обучающихся по современным вопросам истории Православия, роли Православной Церкви в формировании духовных, культурно-исторических государственных традиций белорусского народа.

Работа учреждения образования и Белорусской Православной Церкви по семейному воспитанию молодежи на основе христианских ценностей должна быть направлена на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей. В проводимой работе педагогу необходимо использовать индивидуальный подход, опору на жизненный опыт обучающегося, учет его личных особенностей, включение в активную деятельность. Эффективные методы формирования личности старшеклассников – диспуты, дискуссии и ток-шоу, которые представляют собой живое обсуждение тем, волнующих молодежь.

Хорошо зарекомендовали себя в практике работы педагогических коллективов такие формы работы, как: «Школы для родителей», клуб «Когда мы вместе», «Родительские субботы», проведение совместных праздников, индивидуальных консультаций, родительских семинаров, собраний, конференции отцов «Роль отца в воспитании патриота и гражданина своего Отечества», совместных детско-родительских проектов.

Приоритетом в совместной деятельности учреждений образования и Белорусской Православной Церкви должно стать формирование у детей и учащейся молодежи активной жизненной позиции, основанной на фундаменте христианства. Гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие личности осуществляется в педагогическом процессе через осознанное принятие школьниками культуры своего народа, традиционные православные белорусские праздники. Приносит свои положительные плоды организация работы в учреждении образования фольклорной мастерской, коллективов творческой художественной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, социокультурными объектами: библиотеками, кинотеатрами, театрами, музеями.

В ходе знакомства обучающихся с историческими памятниками белорусского народа целесообразно раскрывать не столько их культурную, а и духовную значимость, роль и место в духовной жизни нашей страны. Необходимо более широкое знакомство обучающихся с Кирилло-Мефодиевским наследием в культуре славян, с национальным символом, святыней народа Беларуси - Напрестольным Крестом преподобной Евфросинии Полоцкой, иконографическими традициями, музыкальной культурой как выражением духовных идеалов христианства. Обучающихся рекомендуется знакомить с такими реликвиями белорусской нации, как Слуцкое Евангелие, Полоцкое Евангелие и Лавришевское Евангелие. Внесет значительный вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи размещение в учреждениях образования (кабинетах, уголках, стендах) исторических сведений о просветителях и подвижниках православия, с которыми неразрывно связана история становления государственности белорусов, таких как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, святая праведная София Слуцкая, святитель Георгий Конисский, архиепископ Иосиф Семашко и многих других.

Рекомендуется проведение в учреждениях образования цикла тематических бесед по истории Православия и роли его в формировании культуры и государственности белорусского народа, значимости святого праздника Пасхи Христовой.

Особое внимание целесообразно уделять православному краеведению, которое позволяет прикоснуться к своим корням, святыням родного края. Рекомендуется создавать в учреждениях образования группы краеведов, организовывать научно-исследовательскую работу по изучению, выявлению и воссозданию святынь родного края. Результатом их работы могут стать фотовыставки, тематические фильмы и презентации, проекты, разработка туристских маршрутов, издание краеведческих словарей.

Целесообразно объединять усилия учреждений образования, церковных и общественных организаций для коррекции поведения и социальной поддержки детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, профилактике правонарушений и преступлений в подростковой и молодежной среде. Следует проводить в учреждениях образования воспитательную работу, направленную на формирование ответственного поведения обучающихся, основанную на нормах христианской морали и права. Особое внимание необходимо обратить на организацию и проведение совместных акций по профилактике суицидов, употребления психоактивных веществ, а также информационных мероприятий, направленных на профилактику негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов.

 

Поиск путей совершенствования духовно-нравственного воспитания, эффективных форм сотрудничества с Белорусской Православной Церковью реализуется через осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования. Реализованы инновационные проекты: «Внедрение программы факультативных занятий «Православные святыни Беларуси», «Внедрение модели взаимодействия семьи и учреждения образования в современной социокультурной среде». Целесообразно продолжать работу по реализации проектов «Внедрение программы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа», «Внедрение модели формирования представлений о православных традициях белорусского народа посредством включения в художественно-продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста», «Внедрение модели формирования духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся учреждений общего среднего образования посредством реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью», «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся VIII – IX классов на православных традициях белорусского народа».

Следует продолжать работу по реализации экспериментальной и инновационной деятельности по вопросам патриотического, духовно-нравственного и семейного воспитания учащейся молодежи с использованием православных традиций.

Эффективность проводимой работы напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога, его личного примера, поведения, отношения к обучающимся, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Квалифицированными специалистами в этой области могут быть  педагогические работники, как окончившие духовные школы, так и повысившие квалификацию в области православного образования, а также священнослужители, имеющие соответствующее образование. Для педагогических работников традиционно проводится повышение квалификации «Основы православной культуры», «История православия», «Православное краеведение: наука и практика» на базе ГУО «Академия последипломного образования», областных (Минского городского) институтов развития образования.

Рекомендуется продолжить работу по организации мероприятий по повышению квалификации педагогических работников учреждений образования по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся, профилактике деятельности псевдорелигиозных структур: семинаров «Проблемы подготовки учащейся молодежи к семейной жизни», «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном учреждении», «Православные святыни белорусского народа», конференции «Духовное возрождение общества и православная книга» и др.

При организации работы педагогу следует исходить из положения о том, что и учебные программы факультативных занятий, и учебная литература должны быть утверждены и/или допущены к использованию в установленном порядке. Это требование не исключает возможности разработки авторских программ, но эти программы должны быть легализованы в установленном порядке.

Значимое место в совершенствовании научно-методического обеспечения занимают традиционные республиканские и международные конференции: Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. Успешно проходят региональные Свято-Андреевские, Свято-Елисеевские, Свято-Покровские, Свято-Михайловские, Свято-Георгиевские, Свято-Воскресенские педагогические чтения.  Рекомендуется систематизировать и активизировать участие как педагогов, так и научной общественности в указанных мероприятиях, и иных конференциях и семинарах, проводимых управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, государственными учреждениями образования республиканского подчинения совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви.

В помощь педагогам, организующим работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, возможно организовывать работу областных (Минского городского) методических семинаров по данной тематике.

 

Особое внимание следует уделять информационному сопровождению реализации Программы в целях формирования заинтересованности проблемой духовно-нравственного воспитания обучающихся, широкого вовлечения в реализацию совместных мероприятий педагогических работников, родителей обучающихся и общественности.

Предполагается освещение хода выполнения настоящей Программы в средствах массовой информации, на официальных интернет-сайтах Министерства образования Республики Беларусь, Белорусской Православной Церкви. Рекомендуется использовать возможности интернет-сайтов учреждений образования, для размещения информации о формах взаимодействия, планируемых мероприятиях и их результатах, организации онлайн-опросов по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Для обобщения и распространения опыта сотрудничества учреждений образования и Белорусской Православной Церкви необходимо шире использовать возможности региональных и республиканских периодических изданий, осуществлять подготовку и издание научно-методических пособий для педагогических работников по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций белорусского народа, продолжить формирование банка данных лучшего опыта работы в этом направлении.

 

 

Приложение

Примерная форма письменного заявления (согласия) обучающегося и его законных представителей на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования

 

Руководителю учреждения образования «Наименование»

_______________________________

Фамилия И.О. руководителя учащегося (студента, слушателя, воспитанника и др.). Фамилия и инициалы законных представителей учащегося (студента, слушателя, воспитанника и др.) Фамилия И.О.

Заявление.

Настоящим сообщаем, что даем согласие на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования на ______ учебный год.

Дата подпись расшифровка подписи

свернуть
2023
сентябрь
19 сентября, вторник

Диалоговая площадка "Живое слово", приуроченная к 1030-летию Православия на белорусских землях

подробнее...