|
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2017 № 90
|
Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для I класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать задачи, связанные с передачей художественных ценностей культуры, выработанных человечеством, с целью эмоционально-чувственного и духовно-нравственного развития личности, формирования ее эстетического опыта и творческого потенциала.
Изобразительное искусство является важнейшим фактором познания окружающего мира и феномена человека. При этом поднимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоциональное переживание учащихся. В результате образы изобразительного искусства усваиваются на эмоциональном, рациональном, интуитивном и подсознательном уровнях.
Мастерство исполнения и выраженные индивидуально-авторские черты произведений изобразительного искусства являются уникальными, не подлежащими вариативному воспроизводству. В связи с этим изобразительное творчество в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности учащегося, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе учащиеся учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и свой внутренний мир.
В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др. Формируются пространственные и цветовые представления, чувство меры, ритма, симметрии и асимметрии, пропорций, композиционного равновесия, комбинаторные и сенсорные способности.
Исходя из специфики учебного предмета, основной целью обучения является формирование основ художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащихся, ознакомление с национальным и мировым искусством, развитие потребности в художественно-творческой деятельности.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
формирование представлений о нравственно-эстетических ценностях национального культурного наследия, воспитание чувства уважения к культурному наследию других народов;
воспитание эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, развитие эстетических чувств и основ эстетического вкуса;
развитие способностей эстетического восприятия и оценки произведений искусства разных видов и жанров;
обучение основам изобразительной грамоты; совершенствование практических умений и навыков изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности, лепки;
развитие зрительного восприятия, композиционной и колористической культуры, пространственного мышления, воображения;
развитие художественно-творческих способностей и творческой активности учащихся.
У учащихся при ведущей роли познавательной деятельности формируются элементы представлений, знаний об эстетических и художественных явлениях. Опыт накопленных эмоционально-чувственных впечатлений и эстетических переживаний находит отражение в художественно-творческой деятельности, способствует развитию творческого потенциала, художественно-творческих способностей. Формой художественного творчества учащихся является система изобразительно-выразительных средств пластических (пространственных) искусств.
В результате художественного творчества учащиеся приобретают навыки создания художественных образов. Художественно-эстетические качества работ учащихся будут совершенствоваться в процессе овладения ими знаниями в области того или иного вида искусства (графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна).
Усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса обусловило переход к компетентностному подходу в определении целей и результатов художественно-эстетического образования.
Реализация компетентностного подхода в преподавании изобразительного искусства предусматривает интеграцию знаний и творческую самореализацию личности, формирование у учащихся начальных ключевых компетенций – личностных, метапредметных и предметных.
К личностным компетенциям относятся:
ценностное отношение к национальному искусству своего народа и народов мира;
художественно-образное мышление, наблюдательность и воображение;
наличие эстетических интересов и потребностей, эмоционально-ценностных критериев жизнедеятельности.
Метапредметными компетенциями, формируемыми при изучении изобразительного искусства, являются:
владение умением «творческого видения»;
умение рационально организовать процесс художественно-творческой деятельности;
стремление общаться по поводу искусства, владение культурой сотворчества.
Предметными (художественно-эстетическими) компетенциями (по Б.М.Неменскому) выступают:
знание видов и жанров пластических искусств, особенностей видов художественной деятельности (изображение, конструирование, декорирование (украшение));
понимание художественно-образной природы искусства;
способность эстетически воспринимать, эмоционально оценивать и анализировать (с посильным применением искусствоведческой терминологии) произведения искусства, объекты и явления природы;
применение специальных знаний, умений и навыков в процессе изображения объектов, конструирования изделий из бумаги, лепки из пластилина, глины, соленого теста, создания образов в разных художественных техниках (аппликация, мозаика, коллаж, вытинанка и др.).
Основные разделы учебной программы:
«Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» (включает 2 подраздела: «Эстетическое восприятие действительности», «Восприятие произведений искусства»);
«Практическая художественно-творческая деятельность» (включает 4 подраздела: «Освоение технологических особенностей художественных техник», «Изображение на плоскости», «Лепка», «Декоративно-прикладная деятельность и дизайн»).
«Эстетическое восприятие действительности» как составная часть художественной деятельности имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач по формированию эстетического сознания и эстетических чувств учащихся.
Особое внимание уделяется сфере эстетических и этических ценностей национальной культуры, духовно-эстетического совершенствования человека, эстетического освоения природного мира и мира «второй природы» – архитектурной и предметной среды обитания человека.
Задачей данного содержательного компонента программы является целенаправленное развитие у учащихся наблюдательности, визуального восприятия формы и цвета предметов, умения определять оттенки цвета объектов природы.
С целью систематического развития у учащихся сознательного подхода к восприятию эстетического в окружающей действительности содержание данного раздела в структуре программы от класса к классу постепенно расширяется. Значительное место должно быть отведено видеоэкскурсиям в природу, рассматриванию и анализу фотоснимков пейзажей, архитектурных сооружений, машин, одежды, мебели – всего, что может содействовать развитию эстетической чуткости, накоплению зрительных впечатлений, развитию способности замечать прекрасное и особенное в привычном окружении.
Содержательный компонент «Восприятие произведений искусства» способствует освоению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачей является формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств.
В результате освоения содержания данного подраздела программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, об основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.
При освоении учащимися произведений отечественного художественного наследия воспитывается любовь к родной культуре, ощущение ее национального своеобразия, стремление продолжать художественные традиции. Особое внимание уделяется знакомству с творчеством профессиональных и народных мастеров, местными художественными достопримечательностями. Изучение памятников архитектуры и изобразительного искусства, художественных промыслов и ремесел своего региона не только способствует вовлечению учащихся в творчество на основе местных традиций, но и прививает любовь к родному краю, уважение к людям, живущим рядом, формирует желание беречь и приумножать художественное достояние своего села или города и т.п.
При ознакомлении учащихся с подразделом программы «Восприятие произведений искусства» очень важным является развитие навыков восприятия и анализа произведений отечественного и мирового искусства, формирование знаний и представлений о творчестве художников. Развиваются способности учащихся сопереживать и эмоционально откликаться на произведение изобразительного искусства, его содержание, умение выразить к нему свое отношение. Учащиеся получают навыки восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, раскрывают его содержание на основе усвоенных понятий и терминов, отмечают доступные их пониманию художественные средства и раскрывают их роль в создании художественного образа.
Перечень художественных произведений, предложенных в программе, является примерным. В некоторых случаях учителю рекомендуется самостоятельно выбрать произведения для ознакомления учащихся (подбор наглядно-дидактического материала по восприятию должен осуществляться в соответствии с тематикой раздела, возрастными особенностями учащихся). Приоритетное значение имеет ознакомление обучающихся с произведениями белорусского художественного наследия.
Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства (через демонстрацию мультимедийных презентаций) должно осуществляться на каждом занятии, кроме тех уроков, которые отводятся на изучение основ изобразительной грамоты. Восприятие объектов, явлений действительности и произведений искусства, их многоаспектный анализ предшествуют выполнению практической работы: в начале занятия предполагается беседа (мультимедийная презентация), следующая его часть – практическая реализация темы (создание творческой композиции, лепка, декорирование изделий (эскиз росписи, украшения одежды и т.п.).
Количество часов, отведенных на изучение содержания раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства», распределяется в течение всего учебного года, суммарно составляет в I классе 8 часов.
По разделу программы «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» можно предусмотреть следующие виды деятельности:
сравнение формы и окраски объектов природы;
словесная зарисовка особенностей дневного и вечернего освещения, сравнение окраски предметов при холодном и теплом дневном освещении;
подготовка и презентация устного сообщения «Красота объектов и явлений природы»;
восприятие и обсуждение художественных произведений по темам, рекомендованным в разделе программы;
подготовка и презентация устного сообщения «Виды и жанры изобразительного искусства», «Выразительные средства живописи», «Выразительные средства графики», «Выразительные средства скульптуры» и др.
Кроме этого на уроке могут быть организованы:
подготовка и презентация устного сочинения «Красивое в природе и жизни», «Какой цвет у снега», «Какой цвет у осени» и др.;
конкурс на лучшее чтение стихотворения о красоте пор года, природных явлений и др.;
видеоэкскурсии по залам краеведческих и художественных музеев.
В основу содержательного компонента «Практическая художественно-творческая деятельность» положен принцип систематического развития у учащихся умений художественного моделирования мира. В процессе освоения содержания данного раздела, осуществляемого на художественно-творческом уровне, приобретается опыт творческой деятельности, развиваются художественные способности учащихся в области цвето- и формообразования, осваиваются пространственные явления, формируются навыки лепки, декоративно-прикладной деятельности, художественного конструирования (дизайна).
На занятиях изобразительным искусством учащиеся рисуют и лепят с натуры, по памяти, по представлению, конструируют, выполняют работы в различных художественных техниках.
Процесс практической художественно-творческой деятельности требует создания условий для проявления у учащихся чувства радости от результатов художественного труда, уверенности в своих силах, активности в выборе художественных средств, техники и материала при выполнении учебных и творческих заданий (композиций), формирования умений самостоятельно выбирать сюжет и воплощать творческий замысел на практике.
Содержание раздела «Практическая художественно-творческая деятельность» включает:
освоение технологических особенностей художественных техник;
изображение на плоскости;
лепку;
декоративно-прикладную деятельность и дизайн.
Освоение технологических особенностей художественных техник предусматривает ознакомление с особенностями, техническими приемами и способами работы с различными изобразительными материалами в разных художественных техниках. Большое значение имеет наглядный показ (демонстрация) учителем приемов работы с материалами и инструментами.
Изображение на плоскости включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений или по воображению, выполнение сюжетно-тематических композиций, а также выполнение набросков.
Содержание практической деятельности подраздела предполагает решение четырех основных групп учебных задач:
1) композиция;
2) форма, пропорции, конструкция;
3) цвет и освещение;
4) пространство и объем.
Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
Главное в работе по композиции – освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение его изображением, а в лепке и декоративной работе – создание цельной формы. Учащиеся учатся отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, и рисовать их крупно.
В работе над формой важно учить чувствовать образный характер формы, стремиться к последовательному образному усложнению при ее отображении. Моделировка формы и объема осуществляется тоном и цветом. Для выработки навыков анализа формы и ее воплощения в художественном образе большое значение имеют занятия лепкой, декоративно-прикладной деятельностью, конструированием, где учащиеся активно работают с объемной формой.
Особое внимание уделяется реалистичной передаче пропорций и конструкции изображаемых предметов.
В работе с цветом ставится задача видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки посредством смешения красок. Однако обучение основам цветоведения имеет своей целью колористическое решение того или иного художественного образа в практической творческой деятельности.
Обучение передаче пространства на бумаге начинается в основном в работе по наблюдению и на заданные темы. Главное внимание уделяется формированию понятий учащихся об изломе плоскостей и границе излома (границе пола и стены, видимой границе земли и неба) и умению правильно размещать предметы на поверхности пола или земли.
Лепка предусматривает ознакомление учащихся с приемами и способами лепки, лепку рельефа и объемных форм.
Декоративно-прикладная деятельность и дизайн предусматривает ознакомление с приемами декоративного обобщения форм и цвета предметов (объектов), видами орнамента, основными композиционными схемами произведений декоративно-прикладного характера, выполнение композиций из природного материала (листья, цветы, травы и т.п.), в технике «аппликация», «монотипия», «трафарет», выполнение рельефных композиций из бумаги, конструирование объемных игрушек на основе разверток геометрических тел и др.
Сочетание изобразительной деятельности с объемно-пространственными видами работ (лепкой, конструированием, моделированием), комбинирование теоретического изучения основ изобразительной грамоты с анализом формы, пропорций и конструкции предмета, применение и чередование материалов и художественных техник (гуашь, акварель, цветные мелки, тушь, пластилин, глина, аппликация, вытинанка, монотипия и др.) позволит учащимся получить представление о многообразии средств для создания художественного образа и будет способствовать осознанному выбору материала в зависимости от содержания и замысла работы.
Учителю предоставляется возможность выбора изобразительных материалов для выполнения учащимися творческого задания с учетом их пожеланий, предпочтений и возрастных особенностей.
С целью индивидуализации художественно-творческого процесса, максимального учета интересов и запросов учащихся в программе предлагается несколько тем для освоения определенной учебной изобразительной задачи. Темы являются примерными, учитель может корректировать их по собственному усмотрению. В отдельных случаях допускается свободный выбор учащимися техники выполнения композиции, если это не противоречит поставленной учебной задаче. Для расширения представлений обучающихся о специфике создания художественного образа и осуществления анализа учебных достижений учащихся в разных видах творческой деятельности некоторые темы повторяются в разных классах.
Практическая художественно-творческая деятельность взаимосвязана с восприятием и анализом произведений искусства, наблюдениями учащихся за объектами и явлениями природы (через экскурсии и демонстрацию мультимедийных презентаций, репродукций художественных произведений и фотоснимков). Наброски и зарисовки, выполненные во время экскурсий на природу и просмотра мультимедийных презентаций, могут служить основой для решения художественного образа при создании учащимися творческих композиций.
Количество часов, отведенных на изучение содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность», распределяется в течение всего учебного года, суммарно составляет в I классе 52 часа.
По разделу программы «Практическая художественно-творческая деятельность» можно предусмотреть следующие виды деятельности:
сравнение формы, пропорций и конструкции изображаемых объектов;
сравнение композиционного решения художественных произведений, вычленение особенностей пространственного расположения изображенных объектов;
сравнение колористического решения художественных произведений, вычленение особенностей моделировки объема изображенных объектов, передачи состояния и настроения природы и т.п.;
сравнение пластического решения образов в художественных произведениях разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
практическое выполнение художественно-творческих работ по темам, рекомендованным в разделе программы.
Кроме этого на уроке могут быть организованы:
подготовка и презентация устного сочинения «Особенности передачи объема предметов быта», «Особенности стилизации растительных и животных форм», «Особенности конструирования объемной игрушки на основе развертки конуса (цилиндра, куба)» и др.;
конкурс на лучшую творческую композицию, изделие, поделку и др. (проводится в рамках мини-выставки при организации анализа выполненных на уроке работ и подведения итогов урока).
На одном уроке для реализации цели и задач учебного предмета «Изобразительное искусство» целесообразно объединять учебное содержание двух разделов программы.
Программой рекомендуется следующее распределение времени по разделам программы и видам деятельности (педагог имеет право на перераспределение часов между подразделами).
Распределение учебных часов по разделам программы и видам деятельности
Разделы программы
|
Виды деятельности
|
Количество часов
|
Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства
|
Эстетическое восприятие действительности
|
3
|
Восприятие произведений искусства
|
5
|
Практическая художественно-творческая деятельность
|
Освоение технологических особенностей художественных техник
|
4
|
Изображение на плоскости
|
26
|
Учебные задачи:
|
|
– композиция
|
(9)
|
– пространство
|
(2)
|
– форма, пропорции, конструкция
|
(7)
|
– цвет
|
(8)
|
Лепка
|
8
|
Декоративно-прикладная деятельность и дизайн
|
14
|
Итого
|
60
|
Методы и формы работы с учащимися разнообразны: рассказ, беседа, дискуссия, применение иллюстраций и демонстраций, просмотр мультимедийных презентаций и анализ представленного материала, самостоятельная работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений, выполнение художественно-творческих практических работ и др.; проведение занятий, построенных по законам художественной драматургии, мастер-классов; использование нестандартных форм проведения уроков: урок-исследование, урок-практикум, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра, урок-сказка, интегрированный урок и др.; организация учебных экскурсий в музеи, на выставки, по городу, встречи и беседы с художниками и др.
Содержанием учебной программы не предусматривается выполнение практической работы в качестве домашнего задания. К следующему уроку (в течение недели) учащиеся должны заготовить подсобный материал, понаблюдать за определенными объектами или явлениями природы, посетить вместе с родителями (одноклассниками) художественный музей или художественную выставку и т.д. По собственному желанию учащиеся могут подобрать репродукции или литературный материал, подготовить сообщение об истории создания произведения искусства или творчестве художника, выполнить зарисовки и наброски с архитектурного или скульптурного памятника (их основной целью является ориентация учащихся на эстетическое освоение окружающего мира: природного, памятников культуры, архитектурных достопримечательностей своего города или села и т.п.). Любого рода внеурочную изобразительную деятельность учащихся учителю необходимо поощрять.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (60 ч)
Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства (8 ч)
Эстетическое восприятие действительности (3 ч)
Эстетическое восприятие объектов природы: разнообразие форм и цвета в природе (цветы, листья, деревья). «Прогулка по городскому (сельскому) парку» (желательно использование мультимедийной презентации); сравнительный анализ формы, определение оттенков цвета садовых и луговых цветов, нахождение сходства и различий между ними. «Цветы родной земли» (желательно использование мультимедийной презентации).
Эстетическое восприятие объектов и явлений природы: «Экскурсия по осеннему парку (саду)», «Экскурсия по весеннему парку (лесу)»; «Зима-художница», «Снежные скульптуры» (наблюдение за состоянием природы в разные времена года, желательно использование мультимедийных презентаций).
Эстетическое восприятие архитектуры Беларуси: «Красота современных архитектурных сооружений Беларуси» (желательно использование мультимедийной презентации).
Эстетическое восприятие предметного мира: «Красота и польза мира вещей» (желательно использование мультимедийной презентации).
Восприятие произведений искусства (5 ч)
Роль изобразительного искусства в жизни человека. Виды изобразительного искусства: живопись (картина), графика (рисунок, иллюстрация). Произведения художников: И.Шишкин. «Утро в сосновом лесу», В.Васнецов. «Аленушка», иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.
Виды и жанры изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; натюрморт, пейзаж, портрет и др.) – художественные произведения по выбору учителя.
Художественный образ в различных видах изобразительного искусства. Образ осени в произведениях художников: С.Катков. «Логойский мотив»; Г.Ващенко. «Перед отлетом», «Картошка»; Л.Шакинко. «Бабье лето»; И.Левитан. «Золотая осень»; И.Бродский. «Опавшие листья»; В.Поленов. «Золотая осень» и др. (художественные произведения по выбору учителя).
Состояние природы в пейзажах художников (композиционное и колористическое решение, эмоциональное значение цвета). Времена года в произведениях художников: А.Астапович. «Зимний день»; С.Герус. «Зима в Минске»; Л.Дударенко. «Зимний день»; В.Сумарев. «Иней»; Н.Ромадин. «Незамерзающая речка»; ЛиДи. «Человек, ведущий буйвола по снежной равнине»; П.Масленников. «Мартовский вечер»; А.Гугель. «Бегут ручьи»; В.Цвирко. «Припять. Весна»; В.Белыницкий-Бируля. «Зеленый май», П.Крохалев. «Весна. Вяча», И.Левитан. «Весна – большая вода», «Снова весна»; С.Герасимов. «Ива цветет» (по выбору учителя).
Реалистические, декоративные и фантазийные образы животных в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве (изразцах, предметах народного быта и их декоре; произведениях художников: Е.Чарушин – иллюстрации к книгам «Разные звери», «Детки в клетке»; В.Ватагин – рисунки животных; В.Васнецов. «Гамаюн – птица вещая» и др.).
Единство формы предмета и его украшения (оговские сундуки, хохломская посуда, жостовские подносы, дымковская игрушка и др.).
Белорусские рушники, покрывала, пояса; народная соломенная, глиняная посуда и игрушка. Функция, форма (конструкция) и декор изделий.
Практическая художественно-творческая деятельность (52 ч)
Освоение технологических особенностей художественных техник (4 ч)
Особенности, способы и приемы работы графическими материалами (графитный карандаш, тушь, фломастеры).
Особенности, способы и приемы работы акварелью.
Особенности, способы и приемы работы гуашью.
Особенности, способы и приемы выполнения монотипии.
Особенности, способы и приемы выполнения рельефных композиций и объемных изделий в технике «бумажная пластика». Способы окраски бумаги. Приемы трансформации бумаги: сминание, сгибание, складывание, гофрирование, изгибание, скручивание.
Особенности, способы и приемы выполнения аппликации.
Особенности, способы и приемы выполнения вытинанки.
Особенности, способы и приемы выполнения композиций из природного материала (флористика).
Изображение на плоскости (26 ч)
Композиция (9 ч)
Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы и расположения изображаемых предметов. Соответствие размера изображения размеру листа бумаги. «Жираф», «Бегемот», «Крокодил», «Слон», «Ракета», «Автобус», «Дом», «Богатырь», «Красавица» и т.п. (художественные материалы по выбору учителя).
Компоновка изображения на листе бумаги в заданном формате. Взаимосвязь изображаемых объектов (фигур) в композиции. «Веселые клоуны», «Акробаты», «Дрессировщица и голуби» и т.п. (гуашь, восковые мелки).
Гармоничное заполнение листа бумаги изображениями, выделение композиционного центра. Рисование по памяти и по представлению пейзажа: «Ясный осенний день», «Грустная осень», «Осенняя непогода» и т.п. (гуашь или акварель).
Понятие о композиционной взаимосвязи изображаемых объектов, расположение предметов относительно друг друга. «Снегурочка и Дед Мороз», «Два Мороза», «На стройке», «Убираем яблоки» и т.п. (гуашь или акварель).
Передача характера и нрава животных (добрый, злой, хитрый, доверчивый, любопытный и т.д.). Рисование по воображению образов белорусских и русских народных сказок («Храбры певень», «Змей Горыныч», «Кот Максим»), произведений К.Чуковского, С.Маршака и др. – по выбору учащихся (гуашь или акварель).
Передача характерных особенностей внешнего облика и настроения человека. «Моя мамочка», «Мы с папой играем в шахматы», «Бабушка вяжет шарфик», «Мой любимый дедушка», «Моя сестричка («Мой братик») с игрушкой» и т.п. (гуашь или акварель).
Пространство (2 ч)
Передача глубины пространства в рисунке: «на первом плане», «на втором плане». Выполнение композиции «Летний отдых», «На берегу озера», «На даче», «На пришкольном участке», «Зимняя прогулка» и т.п. (цветные карандаши, гуашь).
Форма, пропорции, конструкция (7 ч)
Передача в композиции формы, пропорций и конструкции изображаемых объектов: «Осенний натюрморт», «Дары леса», «Овощи и фрукты» и т.п. (гуашь или акварель), «Натюрморт из простых предметов быта» (материалы по выбору учителя).
Передача в рисунке характерных особенностей строения деревьев (форма, конструкция). Рисование на основе наблюдений: «Зимний лес», «Волшебные деревья», «Могучий дуб», «Стройная березка» и т.п. (гелевая ручка с черными чернилами, фломастер).
Передача в композиции характерных особенностей строения фигуры человека и животных (конструкция, пропорции). «Артисты цирка на арене» (акробат, клоун, жонглер, дрессировщик и др.) и т.п. (гуашь или акварель).
Цвет (8 ч)
Цвет и краски. Понятие об основных (желтый, красный, синий), составных (оранжевый, фиолетовый, зеленый) цветах, светлых и темных оттенках цвета. Выполнение композиций: «Разноцветные воздушные шары», «Разноцветные флаги», «Цветик-разноцветик», «Папараць-кветка», «Аленький цветочек», «Вишня (яблоня) цветет» и т.п. (гуашь или акварель).
Эмоционально-образное содержание цвета: радостный и мрачный, резкий и нежный, спокойный и напряженный: «Добрые и злые персонажи сказок», «Русалочка», «Кентавр», «Птица Сирин» (гуашь или акварель).
Композиционные возможности цвета. Теплый, холодный и смешанный колорит. Выполнение многоплановых композиций: «Ясный осенний (зимний) день», «Грустная осень», «Осенняя непогода», «Выглянуло солнышко» и т.п. (гуашь или акварель).
Лепка (8 ч)
Приемы лепки. Лепка плодов и фруктов: «Осенний натюрморт» (яблоко, груша, слива, огурец, перец, помидор и др.) (глина, пластилин или соленое тесто).
Способы лепки. Составление целого из отдельных частей: лепка персонажей сказок и мультфильмов «Чудо-Юдо – трехглавый змей», «Лиса», «Винни-Пух» (разноцветный пластилин), «Животные на арене цирка» и др. (глина, одноцветный пластилин или соленое тесто; коллективная работа), «Я катаюсь на лыжах (санках)» и т.п. (глина или пластилин).
Передача формы тела и пластики животных: «Щенок», «Кошка с котятами», «Медведь», «Козлик» (глина, пластилин или соленое тесто).
Декоративное решение образа при лепке игрушек. Лепка игрушки в подарок близким людям (глина, пластилин или соленое тесто).
Лепка рельефа: «Рыбка», «Натюрморт», «Декоративный букет» и т.п. (разноцветный пластилин).
Декоративно-прикладная деятельность и дизайн (14 ч)
Декоративное обобщение форм и цвета предметов (стилизация). Панно для школьной столовой (кухни) «Декоративный натюрморт» (гуашь).
Декоративное обобщение форм растительного и животного мира (стилизация). Фриз: «Цветы, бабочки и птицы», «Моя Беларусь» (гуашь).
Особенности создания художественных образов из природного материала (флористика). Приемы выполнения композиции «Цветочные мотивы», «Забавные животные».
Особенности создания композиции «Осенний букет» в технике «монотипия».
Виды вытинанки. Приемы выполнения композиции «Древо жизни» в технике «вытинанка».
Виды орнамента. Эскиз орнамента для украшения «шубки», «рукавичек» и «шапочки» Снегурочки; панно для спальни (гостиной), подноса, платка для матушки Метелицы (гуашь).
Приемы создания композиций декоративно-прикладного характера (основные композиционные схемы). Выполнение эскиза: «Платок для мамы», «Ковер для куклы», «Посуда для Василисы Прекрасной, Бабы-яги» и т.п. (гуашь).
Виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная). Приемы вырезания элементов аппликации: «Запасливый еж», «Дрессированный лев», «Пудель Арто», «Веселая обезьянка», «Зимний пейзаж» и т.п. (сближенные и контрастные оттенки бумаги).
Ритм в декоративной композиции. Фриз: «Весенние цветы», «Весенний пейзаж», «Снежинки» (аппликация; коллективная работа).
Приемы выполнения рельефной композиции из бумаги «Новый год в лесу», «В тридевятом царстве» и т.п. (коллективная работа).
Особенности создания рельефных композиций и объемных изделий в технике «бумажная пластика»: «Пригласительный билет», «Поздравительная открытка», елочные игрушки, новогодние сувениры.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Знать/понимать:
отличительные особенности основных видов искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
средства художественной выразительности произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
названия основных и составных цветов; эмоционально-образные возможности цвета;
названия художественных материалов, инструментов, принадлежностей и правила работы с ними;
отличительные особенности гуашевых и акварельных красок, приемы работы с данными художественными материалами;
приемы лепки, трансформации бумаги, выполнения аппликации, вытинанки, монотипии и др.;
особенности композиционного размещения изображаемых объектов;
последовательность выполнения живописной, графической и скульптурной (рельефной, объемной) композиций, аппликации, монотипии, вытинанки и др.;
основные композиционные схемы, используемые при создании произведений декоративно-прикладного характера.
Уметь:
выбирать формат листа и его положение в зависимости от содержания композиции;
полностью использовать плоскость листа бумаги, изображать предметы соразмерно формату;
передавать характерные особенности формы изображаемых предметов;
составлять цвета, необходимые для реализации творческого замысла;
заполнять рисунок цветом, не оставляя пробелов между фигурами и фоном;
работать с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, пластилин, восковые мелки, тушь, цветная бумага, клей, кисти, палочки);
выбирать декор в соответствии с формой и назначением предмета;
украшать плоские и объемные предметы орнаментом;
соблюдать элементарные правила культуры труда (организация и уборка рабочего места, аккуратное и бережное отношение к художественным материалам и принадлежностям);
активно участвовать в обсуждении и оценке работ одноклассников.
Использовать (применять) в практической деятельности и повседневной жизни:
специальную (искусствоведческую) терминологию (лексику);
рациональные приемы резания бумаги;
оптимальные приемы трансформации бумаги при конструировании объемных игрушек;
оптимальные способы лепки;
различные художественные техники для решения творческого замысла.