РУС БЕЛ ENG

Методическая копилка

 

Методические рекомендации по обобщению опыта в учреждениях образования

  • Педагогический опыт как результат практической деятельности является критерием истины: он либо подтверждает, либо отвергает те ли иные нововведения. Это результат творческих поисков педагогов, в нем сливаются воедино творческое, новаторское, и в тоже время традиционное начала. С учетом этого и с целью пропаганды эффективного опыта  в учреждениях образования, расширения возможностей творческого использования опыта педагогов составлен аннотированный каталог
  • Прежде чем приступить к обобщению педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости добрать его,  провести практическую проверку полученных результатов.
  • Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

Что может быть опытом?

  • алгоритмы учебных действий по предмету;
  • технология урока или элементы технологии:
  • авторская программа;
  • система методических приемов (набор упражнений);
  • эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
  • реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности);
  • эффективная система оценки знаний и др.

Алгоритм оформления

  • Титульный лист
  • Информационный лист
  • Аннотация
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная аналитическая часть.
  • Выводы и рекомендации
  • Материалы педагогического опыта (приложения)
  • Литература

Оформление титульного листа

Управление по образованию Оршанского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Смольянская средняя школа Оршанского района»

 

 

Название опыта

(без кавычек)

Ф.И.О.

учитель (предмет),

категория

(адрес, контактный тел.)

 

аг. Смольяны, 2022

 

Основные требования к формулировке темы опыта

  • Тема - это предмет речи, то о чём говорится в аннотации, проблема, которую необходимо раскрыть в ней.
  • Тема представляет собой свёрнутое содержание, которое должно быть развёрнуто в полный связный текст.
  • Отражение решаемой педагогом проблемы (основной идеи опыта) в формулировке темы опыта (достаточная информативность).
  • Лаконичность.
  • Чёткость.
  • Доступность.

Информационный лист

    -сведения об авторе опыта: Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;     -сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;     -сведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).

Аннотация

Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:     -представление автора, составителя;     -основное содержание материала об опыте;     -читательское назначение материала

Содержание аннотации

Предмет (объект) изложения, его основные характеристики:

а) Основное ядро темы - сущность (основная идея) опыта: система работы педагога или характерные черты опыта.

б) Научная обоснованность опыта (теоретические основы).

в)Аспекты освещения темы (решения проблемы):

  • методы обучения (воспитания);
  • приёмы обучения (воспитания);
  • средства обучения (воспитания);
  • организационные формы обучения (воспитания);
  • алгоритм действий в решении проблемы (реализации идеи опыта);
  • основные элементы содержания обучения (воспитания);

г)Отличительные черты опыта по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению - данные о новизне опыта:

  • новая методика;
  • новая технология;
  • новая концепция;
  • конкретные рекомендации практического характера;
  • новое в содержании образования (воспитания) и т.п.

д) Возможности (условия) применения предложенного опыта.

е)Эффект при его использовании (результативность, влияние применяемой системы (особенностей) работы педагога на развитие личности учащихся

 

 

 

Клише как готовая речевая формула для составления аннотации педагогического опыта

Клише (франц. clichu) - речевой стереотип, традиционная формула, готовый оборот, используемый в качестве воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта (Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова).

В опыте исследуется (что?)... Показан (что?)... Большое место в работе занимает рассмотрение (чего ?)...

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как...

  • В опыте анализируется (что ?)... Главное внимание обращается (на что ?)...
  • Используя (что ?), автор излагает (что ?)... Отмечается, что... Подчеркивается, что...
  • В опыте дается (что ?)... Раскрываются (что ?)... Описываются (что ?)... Особое внимание уделяется вопросам (чего ?)...
  • В работе нашли отражение разработка проблем (чего ?), вопросы (чего ?)... Показывается (творческий) характер (чего ?)... Устанавливаются критерии (чего ?)...
  • В опыте подробно освещаются (что ?)... Характеризуется (что ?)... Рассматривается (что?)...
  • В статье на основе анализа (чего?) показан (что ?)... Констатируется, что... Говорится о... В заключение кратко разбирается (что ?)...

Оглавление

  • Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы

Введение

  • Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию

Основная аналитическая часть

  • Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему

Выводы и рекомендации

  • Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом

Приложения

  • Разработки уроков, внеклассных мероприятий:
  • Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением

 

 

 

Самообразование учителей

ПОЛОЖЕНИЕ

о самообразовании педагогов

Государственное учреждение образования

«Смольянская средняя школа Оршанского района» 

  1. Общие положения

Самообразование – профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя  общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития учащихся.

  1. Цели самообразования - повышение профессионального уровня педагога. Основными общими целями самообразовательного процесса учителя являются:
  • повышение уровня психолого-педагогического образования;
  • углубление теоретических знаний по преподаваемым дисциплинам;
  • повышение уровня методического мастерства;
  • поиск путей, способствующих повышению качества образования;
  • оптимизация форм и методов обучения;
  • повышения культурного уровня и эрудиции учителя;
  • реализация творческого потенциала.

В процессе работы учителя по самообразованию цели и задачи конкретизируются в зависимости от избранной темы и этапа.

  1. Содержание работы по самообразованию и критерии выбора направления самообразования

Индивидуальная самообразовательная деятельность позволяет учителю определять содержание и методы работы в зависимости от его индивидуальных особенностей, методических запросов и конкретных условий деятельности. Однако формирование каждым учителем содержания самообразования зависит от той проблемы, над которой работает педагогический коллектив учреждения образования, методическое объединение и индивидуальной проблемы в работе учителя. 

  1. Этапы работы над темой и сроки реализации 

Этапы работы по самообразованию:

  • диагностико-теоретический;
  • практический;
  • обобщающий.

Срок работы над темой по самообразованию – от 3 до 5-ти лет.

 

  1. Оформление материалов по самообразованию

Материалы по самообразованию оформляются в отдельной папке либо являются одним из разделов портфолио.

Разделы папки по самообразованию:

  1. Титульный лист
  2. Планирование работы по самообразованию:

перспективный план (на 3 года);

индивидуальный план на текущий учебный год.

  1. Теоретическая часть (представляет собой не ксерокопии разных статей из журналов и других источников, а систематизированный учителем материал с преломлением через свой предмет: реферат, доклад или выступление на МО, педсовете по данной проблеме).
  2. Изучение эффективного педагогического опыта (включает разработки разных учителей по данной теме или проблеме с указанием автора);
  3. Практическая часть (личные методические разработки учителя в рамках темы самообразования, оформленные соответствующим образом: титульный лист и т.д.)
  4. Творческий отчет по теме самообразования.
  5. Формы работы над самообразованием

Наиболее эффективными формами работы по самообразованию являются консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия, проблемные семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методические диалоги, панорамы опыта, презентации.

Индивидуальные формы работы:

  • работа с литературой;
  • изучение эффективного педагогического опыта;
  • анализ собственной деятельности и др.
  1. Формы подведения итогов работы по самообразованию

Формами подведения итогов работы над темой по самообразования являются:

  • создание списка информационных источников;
  • выступление с сообщениями;
  • лекции;
  • дискуссии;
  • открытые  уроки и их обсуждение;
  • выставки разработок уроков и внеклассных мероприятий;
  • фестивали педагогического мастерства;
  • творческий отчет;
  • презентация;
  • самоанализ педагогической деятельности.
  1. Контроль за работой по самообразованию

Участниками административного контроля за самообразованием является директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе. Администрация учреждения образования контролирует своевременный выбор темы работы, составление перспективного и индивидуального планов.

 

Примерное определение и формулировка задач на каждом этапе работы по самообразованию

Первый год работы над темой самообразования

(диагностико-теоретический этап)

Задачи:

  • проанализировать результаты педагогической деятельности и выявить проблемы;
  • определить тему самообразования на основе самодиагностики;
  • спланировать деятельность по самообразованию;
  • изучить и систематизировать теоретический материал по теме самообразования;
  • проанализировать практический опыт работы коллег по заявленной проблеме;
  • разработать критерии, определяющие эффективность деятельности по самообразованию;
  • апробировать на практике отдельные методические приёмы и т.д.;
  • систематизировать теоретический материал (в форме реферата);
  • подготовить отчёт;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

 

Второй год работы над темой самообразования

(практический этап)

Задачи:

  • продолжить освоение отдельных приёмов и стратегий технологии…
  • адаптировать теоретический материал к конкретной ситуации (классу, предмету);
  • разработать конспекты занятий и провести их;
  • разработать опросники и провести диагностику результативности работы учащихся;
  • осуществлять творческое сотрудничество с коллегами, которые работают по этой теме;
  • подготовить отчёт;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

 

Третий год работы над темой самообразования

(обобщающий этап)

Задачи:

  • создать собственные наработки в русле выбранной темы;
  • разработать и провести открытые уроки;
  • систематизировать материалы по теме самообразования;
  • провести итоговую диагностику результативности работы учащихся;
  • дать оценку эффективности применения …
  • подготовить итоговый отчёт по теме самообразования с выводами и рекомендациями для других учителей;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

Отчёт о проделанной работе по самообразованию

  • обоснование выбора темы;
  • цель и задачи работы над темой, сроки;
  • анализ состояния вопроса по информационным источникам имеющегося опыта по решению проблемы;
  • какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях;
  • какой предполагается результат и форма его представления.

Самообразование

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. 

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Понятие «самообразование» согласно педагогическому словарю: «Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»

Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня

Задачи:

1)  совершенствование  теоретических  знаний,  педагогического  мастерства  участников

образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3)  изучение  и  внедрение  в  практику  передового  педагогического  опыта,  новейших  достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие инновационных процессов в учреждении образования.

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) единой методической темы школы;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения;

2) затруднений педагогического работника;

3) педагогического стажа;

4) уровня профессиональной компетентности педагога

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять до 3-х лет.

Работа по теме самообразования

Методические рекомендации педагогу по организации работы по теме самообразования

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

1.     Анализ затруднений.

2.     Постановка проблемы.

3.     Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

П. Прогностический

1.     Определение цели и задач работы над темой.

2.     Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.     Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

1.     Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

2.     Формирование методического комплекса.

3.     Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4.     Корректировка работы.

II год

IV. Обобщающий

1.     Подведение итогов.

2.     Оформление результатов работы по  теме самообразования.

3.     Представление материалов.

III год

V. Внедренческий

1.     Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2.     Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

 

Новая зямля

Паэма
  • Предмет: Беларуская лiтаратура
  • Автор: Колас Якуб
  • Файл: fb2 (196кБ)
  • Скачать

Евгений Онегин

Поэзия
  • Предмет: Русская литература
  • Автор: Пушкин Александр Сергеевич
  • Файл: fb2 (143кБ)
  • Скачать