РУС БЕЛ ENG

Гражданско-патриотическое воспитание

Государственная символика Республики Беларусь


    Информационный материал можно скачать по ссылке https://www.mil.by/ru/education/


Cоздана областная интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by» для размещения актуальной информации в разделе «Анонс событий» (Новости) по адресу http://centers.by/ipat.

Работа классного руководителя  в гражданско-патриотическом воспитании

19.12.2023
Работа классного руководителя
 в гражданско-патриотическом воспитании
    Формированию у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения БРПО и ОО «БРСМ». 
    Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера, как что-то прошлое и давно забытое.
    Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.
    Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил РБ, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств. 
    Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:
  • сохранение школьных традиций: приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.
  • развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.
  • поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.
  • участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.
    При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.
    Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов, брейн-рингов, КВН-ов. По окончании мероприятий ребята выпускают газеты, коллажи и т.д.
    Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества. 
Роль сохранения традиций в гражданско-патриотическом воспитании 
    Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.
    Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры, хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для деятельности в этом направлении.
    В фольклоре собраны вся жизнь и история белорусского народа, обычаи и обряды наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни. С помощью традиционных фольклорных танцев дети приобщаются к культуре своего народа. Элементы фольклора используются на уроках хореографии. Во внеурочное время ребята посещают спектакли, концерты, выступления фольклорных коллективов. На примере народных обычаев и обрядов наших предков на уроках хореографии мы показываем насколько важна роль фольклора в воспитании нынешнего поколения. Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа. Фольклор на уроках хореографии является важнейшим способом не допустить
    Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.
         В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.
      В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств. 
свернуть

Гражданско-патриотическое воспитание

12.11.2023

Гражданско-патриотическое воспитание

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

  • наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
  • наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
  • наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
  • единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
  • приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
  • неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.

Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

  • привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
  • разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
  • привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;
  • воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
  • воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
  • воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
  • привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
  • раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
  • организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
  • воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
  • формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
  • убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

 

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

свернуть

Историческая справка о геноциде белорусского народа  в годы Великой Отечественной войны 

01.11.2023

Историческая справка о геноциде белорусского народа 

в годы Великой Отечественной войны 

Республика Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Самой кровопролитной была Великая Отечественная война, победа  в которой достигнута ценой огромных потерь. В белорусской земле покоятся останки миллионов людей, не только погибших на полях сражений, но и хладнокровно убитых в ходе геноцида мирного населения.

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 г. возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения на территории Беларуси  в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - форма массового насилия, которую ООН определяет как действия, совершаемые  с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу  как таковую.   

Можно утверждать, что во время Великой Отечественной войны Беларусь подверглась всем формам геноцида, предусмотренным Конвенцией ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (9 декабря 1948 г.). 

Геноцид со стороны фашистских оккупантов не ограничился  массовым убийством мирного населения всевозможными способами. Изощренная политика нацистской Германии по ликвидации белорусского народа включала в себя:

 создание мест принудительного содержания людей с применением

пыток и создания нечеловеческих условий пребывания,   насильственный вывоз гражданского населения БССР за пределы страны, в частности на территорию Германии для принудительного труда. При этом дети разделялись с родителями и, как правило, уже больше никогда не видели друг друга, поскольку дети для нацистов были бесполезным обременением, масштабное изьятие и отправка в Германию ресурсов  (продовольствие, сырье, природные ископаемые, промышленная продукция и оборудование, музейные экспонаты, произведения искусства, памятники культуры) и уничтожение государственного имущества  и личного имущества гражданского населения.  

История не знает ни одного подобного факта, когда геноцид осуществлялся в таких масштабах и с таким ожесточением.

В ходе расследования уголовного дела изучены руководящие документы гитлеровской Германии, которые возводили зверства  по отношению к мирному населению в ранг государственной политики  и освобождали солдат от ответственности за преступления.  

Политика гитлеровской Германии предполагала зависимое существование Беларуси под прямым немецким руководством, снабжение группы армий «Центр» методами грабежа. Часть населения, особенно руководители советских и партийных органов, интеллигенция и все евреи с осени 1941 года подлежали уничтожению. 

Отношение гитлеровской Германии к советскому населению существенно отличалось от ее поведения в других европейских странах (Франции, Дании, Нидерландах и др.), где поначалу соблюдалась видимость цивилизованности. Советские граждане сразу были объявлены «недочеловеками», к которым допустимо применение любых карательных мер. В сентябре 1941 г., когда вся территория Беларуси была захвачена немецко-фашистскими войсками, в неволе оказалось более 7 миллионов  ее жителей.

Вермахтом и специально созданными командами СС и СД (полиции безопасности и службы безопасности) с первых дней оккупации производилось тотальное уничтожение населения. Уже в июле 1941 г.  в г.Барановичи Гиммлер провел совещание, на котором было принято решение о проведении масштабной операции по очищению территории Брестской области от «враждебных» элементов.

Массовое уничтожение людей было поставлено на поток и велось варварскими методами и средствами: применялись расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание, голод и распространение эпидемий. Это должно было навести страх, подавить попытки сопротивления оккупационному режиму.

                На       территории       Беларуси       были       организованы       свыше 

260 концентрационных лагерей и иных мест принудительного содержания граждан, где путем создания невыносимых условий уничтожено значительное количество людей.

Печальную известность получили такие места массового уничтожения населения, как лагерь смерти «Тростенец» (самый крупный на всей захваченной советской территории, по имеющимся сведениям  в нем убито не менее 546 тысяч человек), Минское гетто (уничтожено  не менее 105 тысяч евреев), Озаричский лагерь смерти  в Гомельской области (убито несколько десятков тысяч человек  с применением биологического оружия), концлагерь «Колдычево»  в Брестской области (истреблено 22 тысячи человек).

В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа устанавливаются многочисленные, ранее не известные факты массового уничтожения нацистскими преступниками гражданского населения Беларуси. 

Так, осмотрено одно из мест массового уничтожения мирного населения, которое находится на территории Логойского района Минской области. Выявленная там картина ужасает бесчеловечностью злодеяний.

В ходе проведенного осмотра обнаружены останки более 1 тысячи человек, их личные вещи (расчески, пряжки от ремней, пуговицы, части обуви и др.), а также пули и гильзы. 

Согласно заключению экспертов, возраст погибших составляет  от 4 до 70 лет. Исходя из характера ранений можно утверждать, что  в момент расстрела часть людей положили лицом, а других – поставили  на колени и убили выстрелом в затылок. 

Даже на опытных прокуроров и следователей произвел тяжелое впечатление вид останков матерей, прижимающих к груди младенцев.

Следственной группой изучен большой массив архивных документов и тысячи уголовных дел в отношении нацистских преступников.  

В частности, путем анализа различных документов установлено, что  в лесном массиве Ченковского лесничества Гомельской области могут быть захоронены останки мирных граждан, убитых оккупантами и их пособниками.

В течение 2021 года при проведении в указанном месте поисковых работ обнаружены и извлечены костные останки около пятисот человек. Причинами смерти являлись огнестрельные ранения, причем выстрелы  в голову делались дважды. Тех, кто не умер сразу, добивали гранатами.

Изъято множество предметов, указывающих на уничтожение именно мирных жителей: расчески и женские гребни, зубные щетки, пластмассовые пуговицы, ключи, перочинные ножи и т.д.

Стандартным сценарием, взятым на вооружение нацистскими военными преступниками и их пособниками, стало уничтожение деревень вместе с жителями в рамках так называемых «усмирительных» акций.

Путем допросов и изучения архивных документов получены сведения о сожжении более 260 ранее неизвестных сел и деревень.   

Полученные в ходе расследования уголовного дела доказательства позволяют утверждать, что масштабы трагедии белорусского народа значительно больше, чем предполагалось ранее.

Установлено, что в годы нацистской оккупации на территории Беларуси:

убито не менее 3 миллионов мирных граждан и военнопленных, или

каждый третий житель Беларуси; 

                угнано     в     немецкое     рабство     более     380     тысяч     человек, 

из которых многие погибли от невыносимых условий эксплуатации. Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей. Имели место многочисленные случаи использования детей в качестве доноров крови;  разрушено свыше 200 городов, в том числе такие крупные как

Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк; 

сожжено более 9,5 тысяч сел и деревень

В геноциде мирного населения принимали участие не только немецко-фашистские захватчики, но и их европейские союзники из Италии, Румынии, Венгрии, Франции, Словакии и Финляндии, а также пособники из числа украинских, польских, литовских, латвийских, эстонских и других коллаборационистских и националистических формирований.  

Только одним 12-м литовским батальоном в 1941 году на территории Минской области убито более 10 тысяч мирных граждан. Совместно  с иными формированиями в феврале-марте 1943 года Литовский карательный батальон уничтожил 387 населенных пунктов, убив более 13 тысяч мирных жителей, более 7 тысяч жителей насильно угнав на принудительные работы. Вследствие зверств указанного батальона население одного только Освейского района Витебской области, насчитывавшее к началу войны 21 тысячу человек, сократилось к моменту освобождения от немецко-фашистской оккупации до 8 тысяч человек,  то есть более чем на 60%. 

Как уже отмечалось, причиненный народному хозяйству, инфраструктуре, культурному наследию ущерб от целенаправленной политики уничтожения народов Беларуси значительно больше, чем установлено Государственной чрезвычайной комиссией.   

Расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является данью памяти погибших и способствует установлению и сохранению исторической справедливости, служит реализации антифашистского принципа: «Никогда больше!».

 

Генеральная прокуратура

Республики Беларусь

  

свернуть

Военная топография

14.10.2023

Условия и порядок поступления в Военную академию Республики Беларусь, на военный факультет

07.10.2023

Условия и порядок поступления в Военную академию Республики Беларусь, на военный факультет в:

свернуть

Мероприятия военно- профессиональной ориентации граждан

25.09.2023

 

 

 

 

свернуть

Инструктивно-методическое письмо ВПВ

07.09.2023

Инструктивно-методическое письмо

«Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»

 

Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.

В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).

 

1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.

Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).

Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.

Руководитель ВПВ имеет право:

проводить учебные занятия по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);

проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.), а также факультативные занятия «Основы радиационной безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;

осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).

Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка (Основы безопасности жизнедеятельности) / Учебные программы факультативных занятий.

В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;

Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;

Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);

Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);

Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);

инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);

иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.

Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.

Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в приложении 1.

 

2. Планирование работы руководителя ВПВ.

Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.

Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).

К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.

Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:

1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год

2. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.

3. Планирование деятельности на учебный год.

Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.

При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:

мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;

взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;

взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).

Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в приложении 2.

Обращаем внимание, что при планировании работы руководителя ВПВ следует учитывать цикличность значительной части проводимых мероприятий. Циклограмма деятельности руководителя ВПВ представлена в приложении 3.

 

3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.

При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:

массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;

групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;

индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.

В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения, например, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.

Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).

Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.

С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования (приложение 4).

Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:

максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);

пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;

развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;

взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;

качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).

 

4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.

При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:

классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;

педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;

библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;

педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;

руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;

учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;

законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;

представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:

- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;

- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;

- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

 

5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.

При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:

информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);

интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;

вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;

рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;

музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;

военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;

библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;

видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;

художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;

сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).

На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.

Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).

Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).

Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.

свернуть

Нормативно-правовое обеспечение гражданско-правового воспитания

05.09.2023

Кодекс Республики Беларусь об образовании перейти

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи перейти

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. перейти

Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы перейти

Конституция Республики Беларусь перейти

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь перейти

Военная доктрина Республики Беларусь перейти

Закон Республики Беларусь  Об Обороне перейти

Закон Республики Беларусь О Вооруженных Силах Республики Беларусь перейти

Закон Республики Беларусь О статусе военнослужащих перейти

Закон Республики Беларусь О воинской обязанности и воинской службе перейти

КАЛЕНДАРЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ, ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ скачать

свернуть

Закон Республики Беларусь О геноциде белорусского народа

Закон Республики Беларусь О геноциде белорусского народа 

 

свернуть

План мероприятий «О геноциде белорусского народа» в учреждении образования

План мероприятий

по выполнению поручений,

изложенных в статье 4 Закона Республики

 Беларусь от 5 января 2023 г. №146-3

 «О геноциде белорусского народа» на 2023 год

Наименование  мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный

1.Создание исторической экспозиции, посвященной геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (исторический уголок)

Январь 2022

Куковенкова Ю.Е.

2. Реализация учебного модуля в 9 классе «Великая Отечественная война»

На протяжении учебного года

Куковенкова Ю.Е.

3. Реализация проекта  «ШАГ»- «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8-11 классов

На протяжении учебного года

Классные руководители 8-11 классов

4. Проведение классных и информационных часов, уроков памяти и мужества, тематических недель, тематических суббот, приуроченных памятным датам о жертвах Великой Отечественной войны

На протяжении учебного года

Куковенкова Ю.Е.

Классные руководители 1-11 классов

5. Создание на сайте школы раздела «Память и боль белорусской земли», посвященной геноциду белорусского народа

Январь-февраль

Куковенкова Ю.Е.

Атрощенко В.А.

6. Организация и проведение экскурсий к памятникам  и захоронениям жертв Великой Отечественной войны, по памятным местам в рамках мероприятий «Нам завещано помнить», посвященных сохранению памяти о жертвах белорусского народа

На протяжении учебного года

Куковенкова Ю.Е.

Атрощенко В.А.

классные руководители

7.Организация встреч  учащихся  с малолетними узниками концлагерей в целях достоверного информирования о событиях прошлого

На протяжении учебного года

Куковенкова Ю.Е.

Атрощенко В.А.

8. Организация тематических выставок и просмотр видеопрезентаций, посвященных раскрытию темы «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

На протяжении учебного года

классные руководители 1-11 классов.

9. Подготовка и проведение памятных мероприятий (Митинг ко Дню освобождения, Дню Победы и др),посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны.

По памятным датам

Куковенкова Ю.Е.

Атрощенко В.А.

10.Участие в акции «Нельзя забыть, нельзя понять…», посвященной Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.

Апрель

Куковенкова Ю.Е.

Атрощенко В.А.

классные руководители

11. Проведение конкурса рисунка «Нам мир завещано беречь»

Ноябрь, май

Атрощенко В.А.

классные руководители

 

Составила  заместитель директора

по воспитательной работе                                                                        Ю.Е.Куковенкова

свернуть

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Какой была политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА «ПОЕЗД ПАМЯТИ»!

В период с 21 июня по 3 июля 2022 года успешно реализован первый пилотный проект «Поезд Памяти», инициированный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Эта патриотическая акция объединила молодежь Беларуси и России, она стала наглядным уроком истории для молодого поколения. Учитывая успешный опыт и значительный воспитательный потенциал проекта, идея о его ежегодном проведении одобрена президентами двух стран.

Для ознакомления обучающихся учреждений общего среднего образования с информацией о проекте, стимулирования их интереса к участию в мероприятии в 2023 году, а также для использования при организации фотовыставок в учреждениях общего среднего образования предлагаем фото- и видеоматериалы по итогам проекта «Поезд Памяти».

Ссылка на фото- и видеоматериалы:

https://drive.google.com/drive/folders/1U9bBQAYGpSIJw-FiJu69XdKeeSybFMbH?usp=sharing

свернуть

Книга памяти

В Год исторической памяти в период с начала апреля по сентябрь текущего года в Министерстве труда и социальной защиты проходила акция-эстафета «Горжусь подвигом ветерана-земляка». В рамках акции были сняты видеоролики с рассказами ветеранов ВОВ, узников, жителей блокадного Ленинграда и свидетелей войны, с воспоминаниями их родственников, с авторскими сюжетами работников социальных учреждений.

Данные видеоролики легли в основу электронной «Книги памяти», которая была сформирована ко Дню народного единства. Книга, помимо ссылок на видео, содержит краткое описание о героях сюжетов, а их порядка 60. Эти истории невозможно воспринимать равнодушно. Они трогают до глубины души и навсегда врезаются в память.

Видеоролики подготовили сотрудники учреждений социального обслуживания системы Минтруда и соцзащиты: самостоятельно разработали сценарии, зачастую брали интервью у очевидцев военных событий, занимались съемкой и монтажом. И все для того, чтобы сохранить невероятно ценные данные о войне.

Электронная «Книга памяти» доступна по ссылке https://www.mintrud.gov.by/ru/kniga-pamyati-ru и QR-коду.

 
свернуть

Год исторической памяти

Национальная символика Республики Беларусь

 Государственный герб Республики Беларусь

 
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Он представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспубліка Беларусь".

Изображение Государственного герба размещается на зданиях органов власти и ряда государственных учреждений, внутри служебных кабинетов их руководителей, а также на печатях данных органов, на монетах, паспортах граждан Республики Беларусь. В отличие от Государственного флага, Государственный герб имеет более официальное значение, поэтому не предусматривается возможность его свободного использования гражданами. В частности, запрещается его размещение на визитных карточках лиц, не являющихся государственными служащими.

При одновременном размещении Государственного герба Республики Беларусь и герба административно-территориальной единицы либо территориальной единицы Республики Беларусь Государственный герб Республики Беларусь должен располагаться с левой стороны от другого герба, если стать лицом к ним. При одновременном размещении нечетного числа гербов Государственный герб Республики Беларусь должен располагаться в центре, а при размещении четного числа гербов (более двух) - левее центра.

Более подробно с тем, где может размещаться Государственный герб, и имеющимися ограничениями можно ознакомиться в главе 3 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь".
 
 
 
 
 
Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета в 2/3 ширины флага и нижней - зеленого цвета в 1/3.
Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти и некоторых государственных учреждений, устанавливается в служебных кабинетах руководителей данных органов (учреждений), в школах, на избирательных участках, вывешивается во время различных торжественных мероприятий.
При одновременном поднятии или установлении Государственного флага Республики Беларусь и флага другого государства Государственный флаг Республики Беларусь должен быть поднят или установлен с правой стороны, а флаг другого государства - с левой, если стать лицом к ним.
Граждане могут вывешивать Государственный флаг как внутри, так и снаружи помещений во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни. При этом обязательным условием является соблюдение уважения к Государственному флагу как символу государства. Государственный флаг Республики Беларусь, изготовленный в настольном варианте, может быть установлен в помещениях, используемых организациями и гражданами Республики Беларусь.
Более подробно с тем, где может размещаться Государственный флаг, можно ознакомиться в главе 2 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь". 
 
 
Словы М. Клімковіча, У. Карызны
Музыка Н. Сакалоўскага

Мы, беларусы — мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
Ў бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Дружба народаў — сіла народаў —
Наш запаветны, сонечны шлях,
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны — радасці сцяг!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
 
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.
 
Государственный гимн Республики Беларусь исполняется:
  • при вступлении Президента Республики Беларусь в должность – после принесения им Присяги;
  • при открытии и закрытии сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний;
  • во время проведения церемоний встреч глав иностранных государств, парламентов и правительств иностранных государств, посещающих Республику Беларусь с официальными визитами;
  • при официальных церемониях возложения венков главами иностранных государств, парламентов и правительств;
  • при проведении воинских ритуалов – в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь;
  • при официальных церемониях во время спортивных соревнований на территории Республики Беларусь и за ее пределами – в соответствии с правилами организации этих соревнований.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
  • при открытии памятников, памятных знаков и иных сооружений, посвященных знаменательным событиям в жизни Республики Беларусь, в честь знаменитых государственных, политических, общественных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, искусства и культуры;
  • при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
  • во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями; гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.
Государственный гимн Республики Беларусь транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:
  • ежедневно в начале и перед окончанием вещания, а при круглосуточном вещании – в 6 часов и в 24 часа; в новогоднюю ночь – после боя часов в 24 часа.
  • При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
  • Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь при проведении Республикой Беларусь официальных мероприятий на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел Республики Беларусь, законами, правилами и обычаями государства пребывания.
свернуть
6 марта, среда

I место

подробнее...