Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
военно-патриотической направленности
«Наследники»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Эмамова Анжелика Саитвалиевна
руководитель
военно-патриотического
воспитания ГУО «Смольянская
средняя школа Оршанского района».
1.Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наследники » имеет военно-патриотическую направленность.
Актуальность программы
В реализации данной программы нуждаются подростки 11-17 лет, так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Родины и готовность к его защите.
В «Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025год» определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Адресат программы
Программа адресована детям от 12 до 17 лет. В этом возрасте начинают развиваться гражданско-патриотическое сознание. Программа будет интересна и мальчикам и девочкам. Предполагается активное вовлечение в работу родителей. Для обучения принимаются все желающие. Количество обучающихся в группе до 12 человек.
Объем и срок освоения программы
Объем программы -80 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения
Программа реализуется в очной форме.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется через традиционную модель, представляет собой линейную последовательность освоения материала, от простого к сложному, в течение одного учебного года. Занятия проводятся всем составом группы. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного академического часа 45 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Задачи:
Личностные
- формировать самостоятельную познавательную деятельность;
-формировать внимание, целеустремленность и трудолюбие;
Метапредметные
- развивать творческие способности у детей, расширять их кругозор;
- повышать коммуникативные навыки у школьников, способствовать умению эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Предметные
- Формировать, у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и славу, изучить и развить интерес к героическим страницам истории Отечества.
- Получить знания в области военной службы и гражданской обороны.
- Пропагандировать главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п
|
Тема
|
Количество часов:
|
Формы аттестации контроля
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.
|
1
|
1
|
-
|
|
1.
|
История вооруженных сил Беларуси.
|
2
|
2
|
-
|
Опрос
|
1.1
|
Виды вооружённых сил.
|
3
|
3
|
|
Опрос
|
1.2
|
Символы воинской чести. Государственная символика и геральдика
|
4
|
4
|
-
|
Вводное тестирование
|
1.3
|
Строй и его элементы. Строевая подготовка. Строевые приёмы. Воинское приветствие. Выполнение команд.
|
10
|
1
|
9
|
Зачёт
|
2
|
Основы медицинских знаний. Принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Ранения и кровотечения. Травмы опорно-двигательного аппарата. Ожоги.
|
10
|
6
|
4
|
Зачёт
|
3.
|
История оружия. Виды вооружения. Холодное, огнестрельное, метательное.
|
6
|
6
|
-
|
Опрос
|
3.1
|
Автомат Калашникова. АКМ-74: устройство, назначение, тактико-технические характеристики. Огневая подготовка. Приемы и правила стрельбы из пневматической винтовки.
|
15
|
2
|
13
|
Зачёт
|
3.2
|
Приёмы и правила метания ручных гранат
|
4
|
|
4
|
Зачёт
|
3.3
|
Основы рукопашного боя
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
Основы выживания в сложных условиях
|
2
|
2
|
-
|
Зачёт
|
4.1
|
Основы ориентирования на местности
|
6
|
|
6
|
|
4.2
|
Организация питания в полевых условиях
|
2
|
1
|
1
|
Зачёт
|
4.3
|
Организация привалов и ночлегов
|
4
|
-
|
4
|
Зачёт
|
4.4
|
Костровое хозяйство.
Меры безопасности.
|
2
|
-
|
2
|
Зачёт
|
4.5
|
Виды узлов. Способы переправы через овраги, водоёмы
|
3
|
|
3
|
Зачёт
|
4.6
|
Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий
|
4
|
|
4
|
Зачёт
|
|
Итого:
|
80
|
30
|
50
|
|
Содержание учебного плана
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.
Раздел 1. История вооруженных сил Беларуси.
Тема 1.1. Виды вооружённых сил. Сухопутные войска.
Пограничные войска. Внутренние войска.
Тема 1.2. Символы воинской чести.
Государственная символика и геральдика Республики Беларусь.
Воинская слава Беларуси. Армия Беларуси на современном этапе.
Тема 1.3 Строевая подготовка. Строй и его элементы.
Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.
Строевая стойка и выполнение команд. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Раздел 2. Основы медицинских знаний. Принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Ранения и кровотечения. Травмы опорно-двигательного аппарата. Ожоги.
Раздел 3. История оружия. Виды вооружения. Холодное, огнестрельное, метательное.
Тема 3.1. Автомат Калашникова. АКМ-74: устройство, назначение,
тактико-технические характеристики. Огневая подготовка. Приемы и правила стрельбы из пневматической винтовки
Тема 3.2. Приёмы и правила метания ручных гранат.Техника безопасности при выполнении броска гранаты. Положения для метания. Последовательность осуществления броска. Выполнение метания. Сдача нормативов.
Тема 3.3. Основы рукопашного боя.
Раздел 4. Основы выживания в сложных условиях
Тема 4.1 Основы ориентирования на местности. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Тема 4.2. Организация питания в полевых условиях. Питание войск в полевых условиях. Составление и гигиеническая оценка раскладки продуктов.
Тема 4.3. Организация привалов и ночлегов. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Тема 4.4. Костровое хозяйство. Меры безопасности. Типы костров. Место для костра. Разжигание костра. Безопасность.
Тема 4.5. Виды узлов. Способы переправы через овраги, водоёмы. Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Тема 4.6. Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий. Техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну, переправа по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник», «бабочка».
Планируемые результаты
Личностные
- сформирована самостоятельная познавательная деятельность;
- сформировано внимание, целеустремленность и трудолюбие;
Метапредметные
- развиты творческие способности у детей, расширен их кругозор;
- повышены коммуникативные навыки у школьников, умеют эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Предметные
- сформированы, у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, ее народ, историю и славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.
- получены знания в области военной службы и гражданской обороны.
- привиты главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
- сформированы стремления к здоровому образу жизни.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Наследники» имеется учебный кабинет соответствующий санитарным нормам и правилам.
Спортивный зал. Площадка для строевой подготовки. Стадион. Прилегающая территория.
Оборудование:
Рабочие столы, стулья;
Шкафы для хранения оборудования;
Площадка для строевой подготовки,
плакаты; ММГ АКМ – 74; пневматические винтовки; компас; маты; аптечка; спорт инвентарь.
Технические средства обучения
Компьютер и выход в Интернет, музыкальная аппаратура;
Информационное обеспечение
Электронные ресурсы интернета
Кадровое обеспечение
Оценочные материалы
Первоначальная диагностика по программе проводится на основании анкеты для учащихся. На основании анализа анкетных данных педагог вносит соответствующие корректировки в методику работы и содержание программы, определяет индивидуальные виды деятельности для учащихся.
Предметные результаты курса педагог оценивает на основании вопросов по теоретическим и практическим разделам программы.
Мониторинг результатов освоения образовательной программы проводится по карте самооценки и оценки педагога. Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
Таким образом определяется индивидуальный уровень освоения образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по каждому уровню, %, анализ полученных результатов.
1 – 3 балла – минимальный уровень освоения программы (информационный)
4 – 7 баллов – средний уровень освоения программы (репродуктивный)
8 – 10 баллов – максимальный уровень освоения программы (творческий)
Методические материалы
Методы обучения
Активные (учитель- ученик) и Интерактивные ( учитель- ученик- ученик).
Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, проектный, игровой.
Педагогические технологии
Групповое обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии.
Формы организации учебного занятия
Вводное занятие, систематизация и обобщение знаний, комбинированные формы, контроль знаний.
Лекция, семинар, практикум, презентация, защита проекта, обучающая игра.
Алгоритм учебного занятия
1. Организационный момент: эмоционально-психологический настрой учащихся.
2. Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний.
3. Объяснение темы занятия:
4. Практическая деятельность.
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Наведение порядка на рабочем месте.
Дидактические материалы
1. Таблицы;
2.Комплекты тестов и заданий;
3.Информационные материалы для родителей (буклеты);
4.Комплект плакатов.
Нормативные документы:
Конституция Республики Беларусь,
Закон Республики Беларусь «Об Общественных объединениях»,
«О воинской обязанности и военной службе»,
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь»