По материалам книги “Семейные формы устройства детей – сирот на воспитание: пособие для замещающих родителей. – Мн., 2003.”/
Что такое замещающие семьи?
«Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.
Почему детям, нужно воспитываться в замещающих семьях?
Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами.
Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.
Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь.
Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.
Кто может быть замещающими родителями?
Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
— лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
— лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.
Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?
На воспитание под опеку, в приёмную семью, детский дом семейного типа передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:
— дети, родители которых умерли;
— дети, родители которых неизвестны;
— дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;
— дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
— дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:
— умерли;
— лишены родительских прав;
— дали согласие на усыновление ребёнка;
— признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
— неизвестны.
Сколько детей можно взять на воспитание?
Количество приёмных детей зависит от формы устройства ребёнка. Это может быть 1—4 ребёнка в случае установления опеки или создания приёмной семьи, 5—8 — в детском доме семейного типа. Однако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновлённых, как правило, не должно превышать 8 человек. Законодательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.
Чем отличаются друг от друга формы устройстве ребёнка в семью?
Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усыновление, которое открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. При усыновлении ребёнок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития. Усыновители, как правило, видят в малыше смысл жизни, привязываются к ребёнку, дарят ему любовь и нежность: Психологи и педагоги единодушно утверждают, что именно отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, — то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания.
Усыновление (удочерение) — основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновлёнными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.
Опека — тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми.
Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений (отделов) образования по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребёнка, оставшегося без попечения родителей. На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесячное денежное пособие на содержание подопечного. Обязанности по опеке выполняются безвозмездно (не оплачиваются).
Опека на территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии со статьями 142-168 Кодекса Республики Беларусь О БРАКЕ И СЕМЬЕ, вступившего в силу с 1 сентября 1999 года.
Детский дом семейного типа (ДДСТ) имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется «Примерным положением о детском доме семейного типа». Детский дом семейного типа создается решением местных исполнительных и распорядительных органов. Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью от 5 до 8 детей. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий для ДДСТ, выплачивает денежное пособие на содержание приёмных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей, предоставляя бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря.
Однако, по сути, ДДСТ является многодетной семьей, поскольку родители-воспитатели постоянно живут совместно с детьми, а не приходят к ним на работу. Такая форма позволяет сочетать преимущества государственного учреждения (финансирование, обеспечение, контроль, помощь в оздоровлении) с возможностью воспитания детей в семье (наличие родителей, заинтересованных в каждом конкретном ребёнке, естественные условия жизни).
Чтобы стать родителем-воспитателем детского дома семейного типа, не обязательно иметь педагогическое или медицинское образование, однако необходимо пройти не только профессиональный и психологический отбор, но и определенный курс обучения.
Приёмная семья — относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей. Ее создание и деятельность регламентируются статьями 169 -174 Кодекса Республики Беларусь О БРАКЕ И СЕМЬЕ, вступившего в силу с 1 сентября 1999 года, а также Положением о приёмной семье, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999.
Согласно этим документам, семья (или одинокий родитель) могут принять на воспитание в свою семью от одного до восьми (но на практике не более четырех) детей. Один из родителей принимается на работу отделом «образования на должность приёмного родителя (возможно совмещение должности приёмного родителя с другой работой). Приёмному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Поэтому, так же как в случае с родителями-воспитателями, кандидаты в приёмные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей (предоставление бесплатных или частично оплачиваемых путевок в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря). Однако приёмная семья, в отличие от детского дома семейного типа, государственным учреждением не является.
Приёмная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребёнок является близким родственником приёмных родителей. В этом случае возможны только опека или усыновление.
Куда должны обращаться лица, желающие взять на воспитание приёмного ребёнка ?
Лица, желающие взять ребёнка (детей) на воспитание в свою семью, должны обращаться в районный (городской) отдел образования по месту проживания.
Какие документы должны представить лица, желающие взять на воспитание ребёнка?
Лица, желающие взять на воспитание детей, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой об этом. Для каждой формы устройства существует определенная форма заявления, с которой специалист отдела образования ознакомит кандидатов.
К заявлению должны быть приложены:
— справка с места работы с указанием занимаемой должности или выполняемой работы и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
— документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребёнка (детей) в семью (копия лицевого счета с места жительства для нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда, либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
— копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
— медицинская справка установленной формы о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребёнка на воспитание в семью;
— согласие других совершеннолетних членов семьи лица (лиц), обратившегося с заявлением об образовании замещающей семьи.
Лицо, обращающееся по вопросу приёма ребёнка на воспитание, должно предъявить паспорт.
Лица, желающие усыновить ребёнка, кроме вышеперечисленных документов представляют справку об отсутствии судимости за умышленные преступления и характеристику с места работы.
Какое медицинское освидетельствование должны пройти лица, желающие взять ребёнка на воспитание?
Кандидаты в усыновители, опекуны, приёмные родители или родители-воспитатели должны пройти медицинское обследование у следующих специалистов: дерматовенеролог, психиатр, нарколог, терапевт, окулист, отоларинголог, освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, анализ крови на КУ. Также необходима справка об отсутствии в семье инфекционных заболеваний.
При каких заболеваниях кандидатов не разрешается передавать детей в семью?
В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения от 13 марта 2001 года № 14 нельзя передавать ребёнка лицам, у которых:
1) хронические заболевания внутренних органов, нервной системы, кожи, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
2) туберкулёз (активный и хронический) всех форм и локализаций у больных 1,2,5 групп диспансерного учёта;
3) злокачественные онкологические заболевания всех локализаций до снятия с диспансерного учёта;
4) наркомания, токсикомания; алкоголизм, злоупотребление алкоголем, алкогольные психозы;
5) психические заболевания: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и эпилептические психозы, деменция любого генеза, олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия) независимо от степени выраженности, психозы любого генеза (травматические, инфекционные, интоксикационные), последствия перенесённых органических заболеваний центральной нервной системы любого генеза с изменением личности и снижением интеллекта, расстройства личности: шизоидное, параноидное (паранойяльное), возбудимое, мозаичное;
6) все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы.
В каких ещё случаях кандидату может быть отказано в помещении в его семью ребёнка-сироты?
Дети, оставшиеся без попечения родителей, не передаются в семьи:
— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
— супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
— лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
— лиц, отстранённых от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
— лиц, которые на момент обращения в органы опеки не имеют дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь;
— лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
— лиц, имеющих судимость за умышленное преступление;
— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права и обязанности;
— лиц, в отношении которых вынесено отрицательное решение о возможности принять ребёнка на воспитание.
Каковы должны быть жилищные условия, чтобы принять на воспитание одного или нескольких детей?
Предоставляется ли необходимое жилье в случае передачи на воспитание нескольких детей?
На каждого ребёнка в семье должно быть не менее 7 кв. метров жилой площади. Ребёнку обязательно нужна собственная кровать, место для приготовления уроков, хранения личных вещей.
Как правило, местные органы власти не обеспечивают жильем граждан, принимающих на воспитание детей. Исключение составляют только детские дома семейного типа, при создании которых органы власти предоставляют жилье в соответствии с действующими санитарными нормами или расширяют имеющееся жилье. Однако следует помнить, что предоставленное жилье является ведомственным и должно быть освобождено после закрытия ДДСТ (если в отношении его не было принято других решений). За родителями-воспитателями сохраняется право на ту жилую площадь, которой они располагали до создания ДДСТ, либо равноценную ей.
Кто готовит заключение о возможности передачи ребёнка на воспитание в данную семью ?
Специалисты районных, городских отделов образования, назначенные приказом по отделу образования ответственными за отбор и подготовку кандидатов в приёмные родители, родители-воспитатели, усыновители, опекуны (как правило, это психологи СПЦ, ЦКРОиР) проводят психологическое обследование кандидатов.
Заключение о психологической готовности к усыновлению готовит также Национальный центр усыновления Республики Беларусь и его представители в регионах.
На основании представленных документов, а также результатов медицинского обследования, обследования жилищно-бытовых условий (при положительных результатах психологического обследования), специалистами по охране детства отдела образования готовится заключение о возможности быть усыновителями, опекунами, приёмными родителями или родителями-воспитателями. При условии положительного заключения, кандидатам предоставляется возможность подбора ребёнка, оказывается помощь при подборе.
Где можно познакомиться с ребёнком?
Лица, получившие от органов опеки и попечительства разрешение на подбор ребёнка, могут познакомиться с ребёнком, находящимся в детском социальном приюте, доме ребёнка, детском доме, школе-интернате. При посещении этих учреждений они должны иметь разрешение отдела образования на знакомство с ребёнком.
Каких детей лучше брать в семью?
Многое зависит от состояния здоровья, личных качеств как самого ребёнка, так и кандидатов в замещающие родители.
Если говорить о возрасте, то лучше всего брать на воспитание детей, которые по возрасту могли бы быть детьми кандидатов (исключение составляют случаи опеки родных братьев и сестер). Кроме того, психологи советуют подбирать детей, которые младше родных детей (если таковые проживают совместно с кандидатами). Таким образом, во-первых, родной ребёнок становится союзником, которому придется на правах старшего принимать участие в воспитании, во-вторых, исключается возможность ухудшения положения родного ребёнка (младшему труднее обидеть старшего).
Чем раньше ребёнок будет помещён в семью, тем меньше скажутся на нем последствия сиротства. Однако в принятии ребёнка любого возраста есть свои плюсы и минусы.
Ребёнок от 1 года до 3 лет
Плюсы:
— видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья, заметить патологии развития (если такие есть);
— ребёнок податлив внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;
— ребенок, начинает говорить, речь своеобразная и забавная;
— он много передвигается, интересуется окружающим миром.
Минусы:
— нужно много времени уделять уходу за ребёнком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время занимает подвижный и любознательный малыш;
— ребёнок подвержен различным заболеваниям, простудам, ‘инфекциям.
На развитии детей 1-3 лет, счастливо нашедших семью в этом возрасте, меньше всего сказываются последствия сиротства. Лишь иногда у некоторых детей остаются неясные воспоминания о прошлом. Уже через год-два эти ребятишки ничем не отличаются от обычных, выросших в семьях.
Ребёнок от 3 до 7 лет
Плюсы:
— ребёнок уже самостоятелен и независим;
— можно определить отдельные черты характера, темперамент;
— проявляются его способности, склонности и интересы;
— он реже болеет;
— он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы.
Минусы:
— он еще помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей;
— нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение детей этого возраста. Возможны проблемы со школьной успеваемостью из-за педагогической запущенности, неготовности к школе, неблагоприятных условий раннего развития. Однако часто, будучи по успеваемости даже ниже среднего уровня, эти дети находят себя в рисовании, музыке, хореографии, труде или другой деятельности. Из них вырастают прекрасные профессионалы в работе. А главное, копируя модель замещающей семьи, они становятся хорошими супругами, заботливыми родителями, а значит — состоявшимися людьми.
Ребёнок от 7 до 12 лет
Плюсы:
— ребёнок самостоятелен и не требует много времени для ухода;
— видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта;
— ребёнок очень хочет иметь хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов назвать родителем;
— ребёнок может оценить желание приёмных родителей заменить
ему родных.
Минусы:
— трудно бывает приспособиться к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять его таким, как он есть;
— если что-то не нравится, ребёнок проявляет характер;
— нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, понимать, что ребёнок — продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.
Дети старше 12 лет
Можно помочь и подросткам-сиротам. С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложней, сколько необычней. Невозможно даже примерно представить, из чего сложен их жизненный опыт: каких привычных для вас вещей не знает подросток-сирота, а что познал такого, чего не должен был познать человек его возраста. Поэтому трудно представить искалеченный душевный мир этого человека, предсказать его поведение, которое совершенно необязательно может быть невыносимым.
Уже трудно исправить многие черты характера и некоторые личностные качества, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрасте. А главное — можно подготовить детей к самостоятельной жизни, просто-напросто научив, как заварить чай, заштопать дырку, сходить в магазин, как тратить деньги, объяснив, для чего, например, предназначена почта, и куда в случае необходимости можно обратиться за помощью и защитой. Всё это становится возможным, если ребёнок хотя бы в этом возрасте найдёт семью, готовую ему помочь, даже если эта семья не станет для него полностью родной, а лишь даст возможность хоть теперь познать тепло семейного очага.
Обычно дети, попадающие в приёмные семьи, как правило, удивительно быстро развиваются. Одновременно с формированием чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется кругозор. У некоторых детей наблюдается такой быстрый скачок в развитии, которого не могли даже предполагать врачи и педагоги.
Учитывается ли мнение ребёнка при передаче его в новую семью?
Передача ребёнка (детей) в замещающую семью осуществляется с учётом его мнения. Передача в семью ребёнка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.
Можно ли взять ребёнка в семью для адаптации до окончательного оформления необходимых документов?
Для получения предварительной информации о ребёнке, первичного построения отношений кандидатов в замещающие родители и детей, коррекции нереальных ожиданий возможна передача детей для адаптации (привыкания) кандидатам после прохождения ими психологического обследования.
Возможно проведение адаптации в несколько этапов (выходные и праздничные дни, каникулярное время).
Выплата заработной платы кандидатам в приёмные родители в этот период не производится. Выплачиваются средства на содержание ребёнка.
Зачем нужно обучение усыновителей, приёмных родителей и родителей-воспитателей?
Как показал опыт, обычно люди, желающие взять ребёнка в свою семью, совершенно не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки, и стараются переносить на них опыт воспитания своих родных детей (который может пригодиться лишь отчасти). Не имея достаточных знаний, они совершают большое количество ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение поможет предотвратить эти ошибки.
Цель обучения показать, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, показать кандидатам возможные «подводные камни» воспитания и научить их обходить.
Иногда бывает, что во время обучения, узнав о возможных сложностях, некоторые из кандидатов пересматривают свое решение стать родителями для оставшихся без родительского попечения детей. И это гораздо лучше, чем взять на воспитание ребёнка, а затем, после обоюдных мучений, возвратить его обратно. Важно, чтобы кандидаты после пройденного курса обучения смогли принять обоснованное решение о своих возможностях принять ребёнка на воспитание.
Для приёмных родителей и родителей-воспитателей детских домов семейного типа, для которых воспитание принимаемых детей является, кроме всего прочего, работой, необходимо знать ее особенности.
Как проходит обучение кандидатов?
Каждый отдел образования имеет свой график проведения занятий. Обычно кандидаты в приёмные родители и родители-воспитатели проходят 6—10 групповых занятий, на которые собираются несколько кандидатов. Групповые занятия включают в себя небольшой лекционный курс, интересные тренинги, упражнения и анализ реальных ситуаций. Обучение проводится психологом, социальным работником и, желательно, опытным приёмным родителем. Открытость и ясность являются основой в обучении.
Параллельно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные с каждой семьёй во время посещения их дома психологом и социальным педагогом.
По окончании обучения каждый из кандидатов получает свидетельство установленного образца, которое является одним из необходимых условий для создания приёмной семьи или детского дома семейного типа и хранится в личном деле приёмного родителя и родителя-воспитателя.
Кандидаты в приёмные родители и родители-воспитатели, не прошедшие обучения, не могут быть приняты на работу.
Как долго дети могут находиться в замещающей семье?
Это зависит от формы устройства ребёнка.
Дети, определённые в детский дом семейного типа, находятся там до достижения совершеннолетия либо до окончания учебы и трудоустройства. При желании родителей-воспитателей — и дольше, однако отношения уже не будут носить правового характера. При желании родителей-воспитателей, воспитанник может быть ими усыновлён.
Продолжительность нахождения детей в приёмной семье зависит от сроков, на которые заключается трудовой договор с приёмными родителями. Обычно в приёмной семье воспитанник живёт до окончания школы. После поступления в ПТУ или ССУЗ он переходит на полное государственное обеспечение в том учреждении, где будет учиться. По обоюдному желанию приёмного родителя и приёмного ребёнка (с согласия органов опеки) возможны переход приёмной семьи в опекунскую или усыновление (удочерение).
Опека устанавливается до достижения ребёнком возраста 14 лет или до возвращения детей на воспитание родителям. С 14 лет опека переходит в попечительство. В случае если ребёнку дается в установленном законом порядке разрешение на брак до достижения совершеннолетия либо он решением местного исполнительного и распорядительного органа признается эмансипированным, попечительство прекращается, и ребёнок приобретает полную дееспособность.
Кто заключает договоры с приёмными родителями?
Орган опеки и попечительства по месту проживания приёмных родителей заключает с приёмными родителями Договор о передаче на воспитание ребёнка (детей) в их семью. В договоре предусматривается ответственность и права приёмных родителей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка в приёмной семье.
Для организации оплаты труда приёмных родителей отдел образования местного исполнительного и распорядительного органа заключает с одним из приёмных родителей Трудовой договор. Работа в должности приёмного родителя включается в общий трудовой стаж для установления пенсии.
Первоначальная передача детей в приёмные семьи рекомендуется на 3 месяца. Если не предполагается продление трудового договора, то приёмный родитель уведомляется об этом по истечении 2 месяцев. При условии, что в данной семье ребёнок получает должный уход и нормальное воспитание, с данной семьёй заключается срочный трудовой договор до окончания ребёнком обучения в школе или бессрочный трудовой договор до совершеннолетия ребёнка.
Какую финансовую помощь получают семьи, принявшие на воспитание приёмных детей?
Воспитание приёмного ребёнка является добровольной и нелёгкой обязанностью и лишь в определенной мере компенсируется государством.
В случае установления опеки (попечительства) опекун (попечитель) получает на содержание воспитанника ежемесячно от 59 до 71 тыс. руб. (по состоянию на 1 августа 2002 года) на питание, приобретение одежды, обуви и личного инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек и книг.
Денежные средства на содержание приёмного ребёнка выплачиваются до достижения им совершеннолетия. Денежные средства на содержание ребёнка выплачиваются отделом образования по месту жительства замещающих родителей.
Такое же пособие на содержание ребёнка до достижения 16 лет может получать и усыновитель, если обращается в отдел образования с заявлением о назначении пособия и предоставляет органам опеки и попечительства возможность осуществлять контроль за жизнью и развитием ребёнка.
Такие же пособия на содержания каждого из приёмных детей получают родители-воспитатели и приёмные родители. Кроме этих пособий они также получают заработную плату.
Оплата труда приёмных родителей осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь №92 от 30 июня 2000 года.
Расчёт заработной платы приёмного родителя, взявшего на воспитание приёмного ребёнка (на январь 2003 г.)
Тарифный оклад — 76 тыс. руб. 1. Повышение за стаж (от тарифного оклада):
до 5 лет (10%)-5-10 лет (15%)-10-15 лет (20%)-св. 15 лет (30%)-1
2. Повышение за характер и условия труда:
— на 63% от ставки 1 разряда, если дети без особенностей психофизического развития;
— на 95% от ставки 1 разряда, если дети с особенностями психофизического развития
3. Повышение за работу в сельской местности — 20% от тарифного оклада
4. Стимулирующие выплаты — 35% от должностного оклада.
Заработная плата родителя-воспитателя рассчитывается аналогично. Надо, однако, иметь в виду, что за воспитание 5 детей родителю-воспитателю полагается 1,5 ставки воспитателя. В случае, когда родителями-воспитателями 5-ти детей оформлены оба родителя, то один из них получает полную ставку воспитателя, а другой — 1/2 ставки.
За каждого ребёнка, взятого на воспитание сверх 5 детей, устанавливается доплата 5460 рублей в месяц. За каждого ребёнка, не достигшего возраста 3 лет, устанавливается доплата 5460 рублей.
Какую дополнительную помощь могут получить семьи, воспитывающие приёмных детей?
Замещающим семьям может быть оказана дополнительная помощь в виде материальной поддержки семей, оказавшихся в трудном материальном положении, а также помощь в получении путёвок в дома отдыха и летние лагеря, в санатории. Дополнительную помощь замещающим семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы.
Все приёмные дети, исключая усыновлённых, получают «единый билет», дающий право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте (кроме такси), на бесплатное посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, спортивных сооружений.
ДДСТ на хозяйственное обслуживание зданий, отопление, освещение, текущий ремонт жилья, оплату услуг связи, бытовое обслуживание дополнительно выделяются денежные средства в соответствии с расчётными книжками.
Какую еще поддержку могут получить приёмные родители, кроме материальной?
Все семьи, принявшие на воспитание детей, могут получать необходимые консультации и психолого-педагогическую поддержку в территориальном социально-педагогическом центре, а также в территориальном центре социального обслуживания семьи и детей отдела социальной защиты по месту жительства.
Положен ли отпуск замещающим родителям?
Приёмным родителям и родителям-воспитателям положен отпуск продолжительностью 56 дней. Как правило, отпуск предоставляется в летние месяцы, обязательно по согласованию с отделом образования, который должен организовать оздоровление детей на время отпуска приёмных родителей или родителей-воспитателей.
Приёмному родителю, работающему по совместительству, отпуск предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы.
Приёмные родители и родители-воспитатели могут отдыхать, по своему желанию, со своими воспитанниками или с одним из них.
Можно ли получить компенсацию за отпуск?
Только в случае, когда на воспитании в замещающей семье находится несколько воспитанников и нет возможности организовать их оздоровление одновременно. Но и в этом случае, согласно трудовому законодательству, приёмному родителю (родителю-воспитателю) предоставляется отпуск — 7 дней, а за оставшиеся неиспользованные дни отпуска выплачивается компенсация.
Оплачивается ли больничный лист приёмным родителям и родителям-воспитателям?
Приёмные родители и родители-воспитатели имеют право на оплату больничного листа. Однако, как показывает опыт, брать больничный лист им невыгодно, поскольку в этом случае не выплачиваются премия и другие стимулирующие выплаты.
Какая отчётность предусмотрена для приёмньгх родителей и родителей-воспитателей?
Для организации рационального расходования средств, выделяемых из районного бюджета, приёмные родители ежегодно представляют отчёт установленной формы по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка, в отдел образования по месту жительства. Кроме того, приёмные родители и родители-воспитатели регулярно ведут дневники наблюдения за ребёнком и планирования его реабилитации (оказания помощи).
Специалисты по охране детства отдела образования имеют право на осуществление систематического контроля (не реже 2 раз в год) за условиями проживания, воспитания и состоянием здоровья приёмного ребёнка, реализацией программы индивидуальной реабилитации ребёнка.
Кем и для чего составляется индивидуальная программа реабилитации ребёнка в приёмной семье?
При передаче ребёнка в приёмную семью до заключения договора с приёмными родителями составляется индивидуальная программа реабилитации ребёнка в приёмной семье, которая включает в себя комплексное социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка и его семьи.
Индивидуальная программа реабилитации ребёнка в приёмной семье составляется психологом, социальным педагогом (общественным инспектором по охране детства) и специалистом по охране детства отдела образования на основании потребностей ребёнка, заключений и рекомендаций специалистов детского социального приюта, детского дома, дома ребёнка, школы-интерната, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогического центра, заключений и рекомендаций медицинских учреждений, школы, информации о наличии (закреплении) жилья, имущества приёмного ребёнка, информации о биологических родителях, информации других субъектов социализации ребёнка, а также реальных возможностей данной приёмной семьи, учреждений образования и социальной защиты в данном районе, городе.
Индивидуальная программа реабилитации ребёнка составляется с целью оказания ребёнку помощи в преодолении недостатков и искажений в его развитии и поведении, лучшей его подготовки к самостоятельной жизни, осуществления защиты законных прав и интересов.
Какие права и обязанности имеет ребёнок в приёмной семье?
Приёмный ребёнок в семье имеет право:
1. Иметь и хранить свои личные вещи и предметы (семейные реликвии, фотографии и т.п.).
2. Иметь собственную территорию (кровать, стол для занятий, игр и т.п.).
3. Высказывать свое мнение по вопросу встречи с родственниками.
4. Знать правду о своей родной семье и собственном положении.
5. Имеет право на выбор друзей, свободу общения и уединения.
6. На выбор форм досуга (проведение свободного времени) и занятий по интересам.
7. На обсуждение и участие в решении семейных проблем.
8. Имеет право покинуть приёмную семью при возникновении психологической несовместимости (по решению органа опеки и попечительства).
Приёмный ребёнок обязан:
1. Иметь некоторые постоянные хозяйственно-бытовые обязанности (в соответствии с возрастом и возможностями).
2. Выполнять эпизодические хозяйственно-бытовые поручения.
3. Соблюдать санитарно-гигиенические правила совместной жизни.
4. Уважать мнение других членов семьи.
5. Бережно относиться к вещам, уважать труд и результаты труда всех членов семьи.
6. Участвовать в решении семейных проблем.
7. Заботиться о членах семьи, которые в этом нуждаются.
Что можно сказать о правах и обязанностях приёмных родителей и родителей-воспитателей?
Приёмные родители обязаны:
1. Осуществлять защиту законных прав и интересов ребёнка в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье и Положением о порядке управления имуществом подопечных, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677.
2. Осуществлять физическую, психическую и моральную защиту ребёнка.
3. Предоставлять ребёнку соответствующие условия проживания: отдельную комнату или часть комнаты, отдельную кровать; заботиться о его здоровье.
4. Не делать различий в воспитании своих детей и приёмных: не унижать ребёнка, не применять меры физического и психологического насилия к ребёнку.
5. Прививать ребёнку уважение к своей биологической семье.
6. В соответствии с рекомендациями органа опеки поддерживать контакты с биологической семьей ребёнка.
7. Создавать условия для интеллектуального развития ребёнка, обеспечивать обучение, следить за физическим и психическим здоровьем.
8. Представлять ежегодные отчёты в орган опеки о расходовании средств на содержание ребёнка и управлении его имуществом; в социально-педагогический центр — о ходе развития ребёнка в семье (достижения, проблемы) по установленной форме и в сроки, установленные программой реабилитации ребёнка.
9. Вести дневник наблюдения за ребёнком.
10. Регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию.
11. Сотрудничать со специалистами СПЦ, пополнять объём знаний в вопросах воспитания детей.
Приёмный родитель имеет право:
1. Выразить свои предпочтения при выборе ребёнка: пол, возраст, допустимые дефекты здоровья.
2. Вернуть ребёнка органам опеки до истечения срока договора, если возникли проблемы в отношениях, которые не решаются даже после получения профессиональной помощи.
3. Применять педагогически проверенные, исключающие насилие санкции, ограничения и наказания к ребёнку.
4. Предотвращать проявления вредных привычек у ребёнка.
5. Предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребёнка, сквернословие.
6. Препятствовать контактам ребёнка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч на ребёнка .
7. Обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям в социально-педагогический центр, орган опеки и попечительства.
Что делать, если придётся вернуть приёмного ребёнка?
Если приёмные родители почувствовали, что не справляются с воспитанием ребёнка, не рассчитали свои силы, в семье стало неуютно и все раздражает, им необходимо обратиться за помощью в территориальный социально-педагогический центр или центр социального обслуживания семьи. Если и после оказания помощи ситуация в семье не изменилась, детско — родительские отношения не нормализовались, приёмным родителям необходимо поставить в известность отдел образования, который решит вопрос жизнеустройства ребёнка в установленном порядке.
На что следует обратить внимание в первые две недели нахождения ребёнка в приёмной, семье?
Особое внимание стоит уделить первой встрече с ребёнком. Бывает, что ребёнок при первой встрече пугается мужчин, долго не может привыкнуть к новому папе. Это происходит, если ребёнок долго находился в детских учреждениях, где работают женщины, и мужчины непривычны для ребёнка. Наберитесь терпения и не обижайтесь на ребёнка, если он отдаёт предпочтение кому-то одному из членов семьи.
Помните, что установить контакт с детьми легче всего через необычные игрушки и предметы, подарки.
В первые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых людей. Не советуем в этот период злоупотреблять походами в гости или часто посещать незнакомые места.
В первые дни дети могут бояться спать одни, оставаться в комнате без взрослых.
Исключите из общения с ребёнком жесткие и категорические требования. Помните, что он и так первое время находится в ситуации, близкой к стрессовой. Дисциплинирующие ограничения, наказания, порицания лучше использовать попозже, когда ребёнок привыкнет к новым условиям, примет взрослых как своих родных. Первое время нужно меньше ограничивать свободу ребёнка. Запретами в этот период трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычками ребёнка, постараться почувствовать его состояние.
Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в первое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребёнок жил последнее время. Внимательно выслушивайте все рассказы ребёнка из прошлого опыта, это поможет лучше его узнать, быстрее установить контакт и доверительные отношения. Запрет или нежелание слушать могут усугубить имеющиеся у ребёнка проблемы.
Не старайтесь слишком настойчиво и назойливо расположить ребёнка к себе. Ему нужно время, чтобы освоиться и оглядеться.
Все нормально развитые дети очень любопытны. Особый интерес они проявляют к бытовой технике, к предметам, которых они раньше не видели (не отходят от телефона или телевизора, пробуют мыло, выдавливают пасту, выливают мамины духи, рвут книги, ломают хрупкие предметы, игрушки, лезут в запрещённые места). Может наблюдаться и другая крайность, когда дети боятся незнакомых вещей. Самый простой способ избежать неприятностей и сохранить добрые отношения — заранее убрать те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. А полезные для ребёнка вещи оставить на видном месте так, чтобы их удобно было взять.
Как строить взаимоотношения приёмного ребёнка с родственниками замещающей семьи?
Приёмного ребёнка нельзя представлять сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он по возможности узнал домашнее окружение. Постепенно ребёнок становится членом семьи и всего семейного окружения. У него появляются свои тети, дяди, бабушки, дедушки, двоюродные сестры, братья. Иногда бабушки и дедушки выражают протест «чужому» ребёнку, но ребёнок обычно «подкупает» их своей непосредственностью.
Как строить взаимоотношения, приёмных и родных детей?
Если в семье, пожелавшей взять приёмного ребёнка, есть родные дети, то их надо подготовить еще до прихода приёмного сына или дочери. При соответствующей предварительной подготовке дети с нетерпением ждут появления нового члена семьи.
Приёмные дети, особенно в первый период, требуют от родителей большого терпения, внимания, заботы. И совершенно неуместно в присутствии своих детей говорить о недостатках приёмного сына или дочери, со вздохом оценивая его несовершенство. Важно сделать родных детей своими союзниками, даже партнёрами в помощи и заботе о приёмных детях. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, что они по-прежнему любимы, что их интересы будут соблюдены, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приёмные учатся взаимодействию с родителями.
Как относиться к воспоминаниям приёмного ребёнка о его кровных (биологических) родителях?
В большинстве случаев у детей сохраняются плохие воспоминания о покинувших их родителях. Однако встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих, даже бросивших их родителей, чаще всего мать. Если ребёнок в своих воспоминаниях проявляет положительное отношение к матери, то будет абсолютно неправильно исправлять его взгляды или высказывать в связи с этим неудовольствие. Наоборот, надо радоваться, что чувства ребёнка не притупились, потому что мать хотя бы частично удовлетворяла его основные физические и психические потребности.
На воспоминания ребёнка о родной семье можно не обращать внимания. На возможные вопросы ребёнка, не вспоминая родную мать, говорить, что у него есть новая мама, которая будет заботиться о нём. Этим объяснением, а главное, приветливым и ласковым подходом можно успокоить ребёнка. Через некоторое время его воспоминания сгладятся, и он сердечно привяжется к новой семье.
Когда взрослые люди говорят с ребёнком о его прошлом, ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежительно. Ребёнок может почувствовать себя оскорблённым. Однако он должен чётко знать, почему он не мог оставаться среди прежнего окружения, что его воспитание другой семьей — спасение для него. В разговоре с ребёнком о его прошлом необходимо проявлять находчивость: сказать ему всю правду и не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребёнок должен внутренне согласиться с действительностью, только тогда он не будет возвращаться к прошлому.
Отдавать ли приёмного ребёнка в детский сад?
Приёмного ребёнка (как и родного) в возрасте до 3 лет желательно воспитывать матери, поскольку именно в первые три года своей жизни ребёнок больше всего нуждается в материнской любви и заботе.
Кроме того, после всех переживаний ему необходимо успокоиться и сжиться с новой семьей. Как правило, на это уходит от двух месяцев до полугода. Когда ребёнок полностью адаптируется в семье, то он может посещать детский сад. Для детей, никогда не посещавших детский сад, это критический момент, когда ребёнок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребёнка родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателями детского сада. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приёмного ребёнка, попросить уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода.
Какие трудности могут возникнуть при поступлении приёмного ребёнка в школу?
Для детей, не посещавших детского сада, в начале учебы в школе возникает критический момент, когда ребёнок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребёнка родителям необходимо тесно сотрудничать с учителями. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приёмного ребёнка, попросить уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода. Если ребёнок наблюдается психологом, то сообщить об этом, ибо психолог также будет нуждаться в информации учителей.
Если врач и психолог, которые наблюдают за приёмным ребёнком, посоветуют отдать его в школу только через год, то, безусловно, надо прислушаться к этому совету. Такое решение поможет уменьшить отставание в общем развитии ребёнка, создать условия для формирования уверенности в своих силах. Ребёнок потом будет лучше, без напряжения, усваивать школьный материал. При необходимости приёмным родителям надо показать ребёнка врачу-логопеду для полного исправления произношения и дикции перед поступлением в школу. По понятным причинам, перед многими приёмными родителями и теми, кто еще только собирается воспитывать приёмных детей, встают вопросы, касающиеся здоровья и особенностей развития детей-сирот. Поэтому для приёмных родителей очень важно получить полную достоверную информацию об интеллектуальном развитии этих детей.
Могут ли приёмные родители воспитывать детей с отклонениями в разбитии?
Дети с физическими и умственными недостатками привносят в жизнь семьи много трудностей, а воспитание приёмной семьей ребёнка с проблемами в развитии делает этот процесс особенно сложным.
Привлечение приёмных родителей к воспитанию «особых» детей стимулирует существующее Законодательство Республики Беларусь. Главным является то, что, при существующей профессиональной помощи приёмной семье, положительная динамика интеллектуального, социального развития наблюдается в 46 % случаев у детей, воспитывающихся в приёмной семье. Об этом свидетельствуют данные результатов обследования приёмных детей.
Как организовать обучение ребёнка с проблемами интеллектуального разбития?
1. Задержка психического развития проявляется в недостаточном интеллекте вследствие отставания в развитии. Данная патология занимает промежуточное место между нормальным развитием интеллекта и умственной отсталостью. Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Ее причинами могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки психического развития могут быть обусловлены также разлукой с родителями, недостаточностью эмоциональных контактов с ними у детей, выросших в домах ребёнка, детских домах.
Для нормального развития ребёнка большое значение имеют и условия воспитания. Дети, выросшие в асоциальных, неблагополучных семьях, часто отстают в интеллектуальном развитии от своих сверстников. В этих случаях специалисты диагностируют у них задержку психического развития. Эти термины плохо воспринимаются в быту. Многие люди предполагают, что ребёнок страдает психическим заболеванием. На самом деле, это здоровые дети, отстающие в темпах
развития от сверстников по разным причинам. Обучаются они по программам общеобразовательной школы, только более медленными темпами в начальной школе, и требуют большего внимания и помощи со стороны педагогов и родителей. При соблюдении этих условий те из них, у которых отставание в развитии обусловлено причинами не медицинского, а социального характера, могут со временем догнать и обогнать своих сверстников.
Дети с задержкой психического развития могут обучаться в специальном учреждении (классе или группе) или по специально разработанной индивидуальной программе в обычном классе, если специальный класс или группа недоступны.
2. Умственно отсталые дети — это дети с органическим поражением центральной нервной системы.
Дети школьного возраста с умственной отсталостью обучаются в специальных учреждениях (вспомогательных школах). В этом случае приёмным родителям также необходимо получить информацию о расположении специальной школы. При значительной отдалённости вспомогательной школы от места проживания приёмной семьи, приёмные родители должны определить свои возможности по организации регулярного посещения школы таким ребёнком. По окончании специальной школы выпускник может продолжить обучение в специальном ПТУ (или в специальной группе ПТУ).
Кто может определить готовность к обучению ребёнка с отклонениями в физическом и умственном развитии?
Это могут сделать специалисты Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства, а в сложных ситуациях — аналогичного областного Центра.
Дети с различными отклонениями в развитии направляются в специальные образовательные учреждения.
Дети с тяжёлой речевой патологией принимаются в подготовительный класс с 6-7 летнего возраста.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата в подготовительный класс принимаются с 6—7-летнего возраста.
Дети с задержкой развития принимаются с 6—7-летнего возраста в подготовительный класс.
Дети с умственной отсталостью начинают обучение в подготовительном классе или 1 классе специального учреждения в возрасте 7 лет.
Родители детей с отклонениями в развитии, подлежащих обучению по возрасту, должны обратиться в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) по месту жительства.
Как и кто может определить эффективность помощи детям с отклонениями в разбитии?
Опыт работы специалистов ЦКРОиР показывает, что часто у родителей, принявших на воспитание детей, возникает чувство вины вследствие неудовлетворённости своей воспитательной деятельностью (иногда это кажущиеся неудачи). Поэтому перед передачей в замещающую семью дети, передаваемые на воспитание, проходят обязательное медицинское обследование и обследование специалистами СПЦ и ЦКРОиР. Замещающих родителей обязательно информируют по итогам обследования о состоянии здоровья и развития ребёнка, консультируют по возможным перспективам развития.
Обязательное обследование детей проводится:
— на подготовительном этапе при подготовке ребёнка к передаче в замещающую семью;
— после первого года воспитания ребёнка в приёмной семье;
— при выявлении компетентными специалистами (педагогами, врачами) потребности в обследовании;
— ежегодно обследуются дети, имеющие отклонения в физическом и/или умственном развитии, а также отклонения в поведении;
— при расторжении договора о воспитании ребёнка в приёмной семье.
Где можно получить дополнительную информацию?
Дополнительную информацию можно получить в отделе образования исполнительного и распорядительного органа по месту жительства.